0
1347
Газета Культура Интернет-версия

14.03.2000 00:00:00

Единая линия в формате А4

Тэги: хариков


Юрий Хариков.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

- ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ, почему ваша выставка называется "А4"?

- Однажды я обнаружил, что огромное количество работ делалось мной в формате А4 - самом расхожем на сегодняшний день размере бумаги. Это тот формат, который незаметно вошел в нашу жизнь и обозначил для многих людей конкретное поле деятельности. Чтобы обратить серьезное внимание на этот культурный феномен и как-то его проанализировать, необходимы широкое исследовательское поле, большая лабораторная работа. Я придумал проект, который так и называется "А4". С этим проектом связан целый ряд экспозиций глобального свойства, в котором участвовали бы не только художники, но и деятели культуры из других областей - те, кто так или иначе работает с бумагой формата А4. Организовать единое пространство для творческих личностей и актуализировать этот феномен - задача проекта. Это персональная экспозиция моих работ в формате А4, созданных за последние годы. Работы делятся на два направления - эскизы театральных костюмов с 1996 по 1999 год и лаборатория графики, которая носит условное название "креативной". Креативная, потому что эта графика связана с рядом внутренних рефлексий и является результатом исследовательского процесса, сопряженного с трудоемкой работой художника на листе бумаги. В китайской классической художественной традиции такая работа обозначалась термином "единая линия". Единая линия смысла, единая линия чувства, непрерывная линия движения - это то, что и делает художественное произведение художественным. Занимаясь креативной графикой, я захотел ее актуализировать. А повод для этого возник, когда я стал работать спонтанно и раскрепощенно, проводя линии на бумаге свободной рукой. Вы спросите: а что такое индивидуальное художественное пространство, которое приходит к каждому художнику? С одной стороны, это дар Божий, который ты раскрываешь. С другой - как обходиться с этим даром, как определить путь его наибольшего благоприятствования? В этом, собственно, и заключена основная задача художника, если он хоть сколько-нибудь склонен к этому ответственно относиться, а не просто эксплуатировать выпавшее на его долю умение что-то делать.

- Значит, вы не свободны от рефлексии?

- Рефлексия - это то необходимое, что должно сопровождать деятельность художника. Человечество уже накопило достаточно много инерции - обилие этой инерции приводит к плачевным результатам. Двигаться неосознанно, по наитию - неправильно. Человек уже не может так безответственно и бесшабашно относиться к природе, к собственной жизни и жизни тех, кто его окружает.

- А какая философская традиция ближе всего вашей душе?

- Я бы не выделял какую-то одну. Знания разлиты во всех традициях - важно, чтобы были внутренняя потребность и необходимость в их познании или хотя бы в неосознанном движении к ним навстречу. Приверженность к какой-либо традиции и школе - это уже индивидуальный путь человека.

Десять лет своей жизни я провел в свободной и раскрепощенной атмосфере Дворца пионеров и школьников в своем родном городе Воронеже. В шесть лет попросил родителей отвести меня туда, где "делают художников". Родители меня тут же послушали и отправили в художественный кружок, за что я им до сих пор безмерно благодарен. И потом - я никогда не определял для себя сферу деятельности, которая бы относилась лишь к одной области искусства. Принцип единой линии художественного пространства еще с той, советской поры был для меня вполне очевиден. Для кого-то сопротивление режиму было необходимо с точки зрения накопления внутренней энергии и сопротивления тем силам, которые не давали развиваться художественной ткани. У меня же с этим было меньше всего проблем, потому что я человек, который устроен вполне академически и способен легко воспринимать классические процессы обучения. Мне не было свойственно альтернативное мышление. Вообще в моей жизни все складывалось естественно. Мне везло с людьми, везло с учителями.

- При внешнем спокойствии вы очень мобильны: родились в Воронеже, учились в Ленинграде, работали в Выборге и Орле. С чем связана эта мобильность?

- Когда я чувствовал необходимость в получении какой-то школы или опыта, проблем с перемещением как-то не возникало. Я знал, что этому нужно отдавать время и силы. Опыт, который был набран за годы работы в Выборге - и архитектором, и театральным художником, - неоценим. Я мерил город шагами, любовался его замечательной архитектурой, впитывал волшебный творческий дух Выборга. Именно там я очень многому научился и как театральный художник.

- А как вы чувствуете себя в московском пространстве?

- Честно говоря, я не очень люблю Москву как город. Но так уж сложилось, что столица является центром притяжения всех интеллектуальных и материальных средств. В Москве все сконцентрировано. Время здесь сжато, поэтому успеваешь очень многое сделать. Это особенно важно в период становления себя как творческой личности.

- Откуда вы черпаете творческие силы?

- На каком-то жизненном этапе я понял, что человек ничего не может получить извне, если не умеет отдавать. Если ты готов делиться, рано или поздно все равно получишь необходимое. Я глубоко интуитивный человек, и если у меня есть доверие к тому, что созревает внутри души, то этому надо следовать и доверять. В человеке дар интуиции - как дар Божий. Разрушить его практически невозможно. Это тот внутренний камертон, который помогает человеку выходить из самых запутанных и сложных ситуаций.

- Чувствуете ли, что вам в спину дышит какое-то другое творческое поколение?

- Я уже давно пытаюсь разворачиваться к людям лицом. Поэтому и дыхания в спину не ощущаю.

- А на пьедестале вы себя тоже не ощущаете?

- Я прекрасно понимаю, чего стоят все эти пьедесталы, и научился здраво к ним относиться. Не для красного словца, но я бы назвал себя мастером. Я многое умею и в то же время достаточно хорошо понимаю, насколько мало я умею.

- Как вы относитесь к современным технологиям, в частности, к компьютеру? Влияют ли эти технологии на вас как на художника?

- Практически нет. Плохо, когда компьютер формирует сознание. Он может помогать, но не формировать. Если художник формируется под влиянием машины, это губительно. В таком случае процесс может стать необратимым и будет связан с его зависимостью от машины. А художник не может быть зависим ни от чего и ни от кого. Ну разве только от формата А4.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
3438
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
2168
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
2403
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
2372

Другие новости