Призрак Сонной лощины. |
НОВУЮ работу "Сонная лощина" известного американского режиссера Тима Бертона многие, проведав о некоторых его пристрастиях, сравнивают с наивными и аляповатыми по исполнению фильмами ужаса, которые снимала в 50-60-е годы английская компания "Хаммер". Однако немаловажно и то, что Бертон с самого начала творчества в кино был прежде всего склонен к стилистике комикса и к чуть более страшной и мистической сказке, по природе своей все-таки детской и непосредственной. Вот и экранизация мистического рассказа "Легенда о Сонной лощине" Вашингтона Ирвинга, классика американской литературы, получилась вполне комиксовой и сказочной - и весьма высокие прокатные результаты лишь подтверждают ее ориентацию именно на массовое восприятие, которому Тим Бертон отдает предпочтение после явно эстетского проекта "Эд Вуд" и чересчур сатирического фантастического фильма "Марс атакует!".
Сказочные ужасы Тима Бертона. |
В "Сонной лощине" (так, кстати, называется деревушка, куда прибывает из Нью-Йорка для расследования загадочных убийств молодой констебль, которого играет в третий раз снявшийся у Бертона культовый актер Джонни Депп) режиссер подчас демонстративно снижает пафос таинственного и непостижимого, практически выставляя героя на посмешище. Он забавно боится всего, словно ежик, оказавшийся в тумане, и время от времени падает в обморок, будто впечатлительная барышня. Хотя тут же собирает свою волю в кулак и реабилитируется в глазах окружающих, в первую очередь - юной Катарин, в которую по приезде влюбился. Разумеется, в ленте наличествуют и леденящие кадры с проносящимся на коне безголовым всадником, рубящим с размаху головы, казалось бы, ни в чем не повинных жителей; страшит ретроспективная сцена гибели того, кто когда-то был не призраком, а человеком, но все равно кровожадным; пугают натуралистические детали его посмертных злодеяний... Но во всем этом тоже есть намеренный перебор, и публика воспринимает ужасное со смехом. Инфернальная история превращается в "детскую страшилку", которая, конечно, должна пощекотать нервы, а самое главное - просто обязана доставить громадное удовольствие и слушателям-зрителям, и рассказчику, особенно довольному, что удалось по-настоящему увлечь, произвести неизгладимый эффект на собравшихся.
Между прочим, и визуальная сторона этой картины (не случайно "Сонная лощина" номинирована на "Оскар" по таким категориям, как "лучший оператор", "лучший художник" и "лучший художник по костюмам"), и непременные спецэффекты рассчитаны как раз на восхищение - и не случайно почти все рецензии критиков начинаются с преувеличенных восторгов по поводу красот фильма Тима Бертона. Если уж честно, были куда более красивые ленты из разряда мистических сказок - допустим, "Легенда" Ридли Скотта, обруганная и провалившаяся в прокате. А Бертон, будучи безусловным формалистом и любителем искусства для искусства, все-таки подвержен типично американскому "вирусу успеха". И когда нет широкого зрительского признания, болезненно это переживает.
Если попытаться определить, что же собой представляет "Сонная лощина", можно сказать (согласно методике американских критиков описывать произведения при помощи сопоставлений), что в новой работе этого режиссера повенчаны "Эдвард Руки-Ножницы" (городская печальная фантастическая сказка, кстати, с тем же Джонни Деппом в главной роли "парня не от мира сего") и визуально щедрый комикс "Человек-Летучая Мышь". Однако приятному во всех отношениях очередному творению Тима Бертона не хватает главного - умного переосмысления легенд и мифов человеческого сознания, что в наиболее адекватной форме ему удалось (и, между прочим, без ущерба для кассы!) сделать только однажды в самом лучшем своем произведении -"Человек-Летучая Мышь возвращается".