В новом фильме Запад не выглядит диким. |
"ДИКИЙ, дикий Вест" (таково название в нашем прокате, а следовало бы - "Дикий, дикий Уэст"), новый фильм Бэрри Зонненфельда, подвергся сильной критике американских кинообозревателей и явно не оправдал коммерческих ожиданий (113,7 млн. долл. кассовых сборов в США при бюджете 170 млн. долл.). Он закономерно попал в число претендентов на премию "Золотая малина", которую за день до оскаровской церемонии вручают худшим работам года. Ленту "прокатили" даже по номинациям "Оскара" за всевозможные технические достижения, хотя в ней можно найти немало ударных спецэффектов, пусть они и выглядят подчас вторичными, например, по отношению к "Космическому десанту" Пауля Верхувена, где тоже действовали невероятные высокомеханизированные пауки.
Последняя треть картины с участием разнообразной машинерии, которую хочет использовать в своих злокозненных целях против президента США авантюрист Арлис Лавлесс (дословный перевод фамилии - "лишенный любви"), еще представляет какой-то зрительский интерес, чего никак не скажешь о предшествующем действии. История двух федеральных агентов - Джеймса Уэста и Артемуса Гордона, идущих по следу "кровавого генерала МакГрата", который, как выясняется, работает на доктора Лавлесса, безумного изобретателя всего лишь с верхней половиной тела (нижнюю он утратил в результате неудачного эксперимента), - кажется до неприличия вымученной, до отвращения плохо сыгранной, утомительной.
Может, вообще не стоило бы понапрасну ломать критические копья из-за вовсе не заслуживаюшей этого "бульварной поделки" очень талантливого в прошлом оператора, а также оригинального (прежде всего в черном комиксе "Семейка Аддамс" и в черной же комедии "Достать коротышку") режиссера Бэрри Зонненфельда, если бы не... Вольно или невольно, в новой работе Зонненфельда, который действительно склонен к восприятию мира как комикса, схвачено то, что составляет глубинную суть американского кинематографа (не только суперзрелищного), и более того - заокеанского менталитета в целом.
Конечно, нет ничего особенного в приспособлении на сверхтехничный фантастический лад (согласно киномоде конца ХХ века) популярного одноименного телесериала 60-х годов. Хорошо известна и попытка взглянуть на легендарную историю Дикого Запада с точки зрения суперсовременной цивилизации - вспомните "Назад в будущее III" Роберта Земекиса. В целом ряде фильмов с разной степенью успеха современные герои путешествовали во времени и вторгались со своим багажом знаний в более отдаленные исторические пределы, иногда норовя все там изменить по личному капризу и не задумываясь о последствиях. Или же авторы устремлялись в совсем далекое будущее, проецируя на него все-таки незначительную (по своей продолжительности) американскую историю, творя в пока недосягаемом грядущем новую мифологию янки, видя своеобразный "золотой век" человечества не в прекрасной античности, а в некой футуристичности цивилизации, прельщающей умы и чувства.
Не обладая национальным эпосом, тем более в такой интернациональной стране, где перемешаны все этносы, расы и религии, легче всего творить именно выдуманную историю на материале еще не осуществившегося. Америка одержимо устремлена в будущее, черпая там, а не в минувшем, источник для своего истового самосовершенствования. Она мало отягощена собственным прошлым и не скована вековыми традициями - и, как неуч-подросток из заштатного учебного заведения, охотно готова перемещаться в машине времени галопом по всей истории человечества.
Бэрри Зонненфельд, стремясь развить большой кассовый успех своего футуристического комикса "Люди в черном", справедливо предположил, что пару персонажей, выполняющих тайную правительственную миссию, можно перенести из будущего в прошлое. Но тут его (как и афро-американского актера Уилла Смита, вместе с режиссером перекочевавшего с поля битвы со вторгшимися инопланетянами - прямиком на Дикий Запад, вскоре после окончания Гражданской войны) ожидала крупная неудача. В основном из-за того, что изменило чувство меры и вкуса, подвела своего рода нахрапистость, преувеличенная уверенность в собственной способности лихо, не так, как другие, покорить все еще не покоренные территории Америки.
Но самое потаенное желание создателей "Дикого, дикого Уэста" заключалось в том, чтобы под видом первопроходцев, пионеров Дикого Запада начать переделывать Историю, переписывать мифологию. Буквально же - превращать типичный вестерн (жанр, являющийся национальным достоянием, доморощенным изобретением янки) в сверхтехничный и суперзрелищный фантастический комикс. В нечто такое, что должно было бы стать "Звездными войнами Дикого Запада". На этот раз создателям не хватило ни мастерства, ни юмора, ни самоиронии. Не говоря уже о том, что Зонненфельд сотоварищи вряд ли смог бы по примеру голландца Пауля Верхувена взглянуть, как в "Космическом десанте", с издевкой и сарказмом на американский "комплекс всемирного жандарма", берущий свое начало именно в детстве и юности этой нации, то есть во времена завоевания Wild Wild West.