Иван-царевич (Иван Корнеев) поймал Жар-Птицу (Екатерина Березина). |
В ГОСУДАРСТВЕННОМ академическом Театре классического балета отметили 45-летие творческой деятельности руководителя - Натальи Касаткиной. Поздравительные телеграммы из Большого театра напомнили о двадцатилетней карьере Касаткиной-танцовщицы. В балетах ГАБТа "Спартак", "Кармен-сюита", "Каменный цветок", "Щелкунчик", "Дон Кихот", "Лебединое озеро" она с горением и страстью исполняла разнообразные танцы. Вспомнили эпизоды многолетнего балетмейстерского прошлого бенефициантки (все ее балеты поставлены вместе с соратником и мужем Владимиром Василевым). Первый Стравинский на советской танцсцене, поставленный в борьбе с замшелыми балетными традициями предыдущих лет - "Весна священная" в 1965 году, когда имя композитора еще было под полузапретом. Первая версия "Сотворения мира" на музыку Андрея Петрова в Кировском театре: в главных партиях танцевали Барышников, Соловьев, Колпакова и Панов. Успех балета таков, что он был поставлен еще в 56 театрах России. Наконец, многолетнее - с 1977 года - руководство собственной балетной труппой, за что американский Биографический институт включил Наталью Касаткину в число 500 мировых лидеров влияния XX века в гуманитарной области. Взяв, как сказано в программке бенефиса, "полуразвалившийся ансамбль "Классический балет", Касаткина и Василев сумели создать из него популярный театр.
Поздравительное послание из Нью-Йорка от Владимира Малахова напомнило о том, сколько незаурядных танцовщиков выпестовали Касаткина с Василевым - чтобы потом "подарить" их другим, зарубежным труппам. Ирек Мухамедов был премьером Английского королевского балета, Станислав Исаев тоже сделал карьеру за границей, Галина Степаненко перешла в Большой театр. И в этот вечер танцевала в честь Касаткиной, исполнив с Андреем Уваровым па-де-де из "Лебединого озера" и эффектно прокрутив в финале фуэте трех видов. Танцевальные подарки для Касаткиной прислали Мариинский театр, балет Московского музыкального театра и "Кремлевский балет".
Но гвоздем программы была предусмотрена премьера: балет "Жар-Птица", завершающий в творчестве Касаткиной и Василева хореографическую трилогию на музыку Стравинского (вслед за "Весной священной" и "Ледяной девой").
Финансовый кризис в стране заставил отложить выпуск на полтора года, а спектакль пришлось показывать после всего лишь одной (!) сценической репетиции на сцене Кремлевского дворца, когда одновременно монтировались декорации, ставился свет и проходил рабочий прогон балета. Жанр спектакля обозначен авторами как "феерия", т.е. зрелище красочное, фантастическое, не без неожиданностей и броских сценических эффектов. Тут поле деятельности для сценографа Елизаветы Дворкиной. Неожиданным было уже вновь сочиненное либретто по мотивам сказок Афанасьева, в котором Жар-Птица (отличная работа Екатерины Березиной) превратилась из положительного в полуотрицательный персонаж, а в стане злодеев, борющихся против счастья Ивана-царевича (Иван Корнеев) и Царевны - Красы Ненаглядной( Людмила Васильева), появился еще и Змей Горыныч, не обозначенный в программке, потому что он возникает из танцевального объединения в одно целое прихвостней Кащея Бессмертного (Валерий Трофимчук).
Хореография балета - это высокие, героические прыжки Царевича, "заостренная" пуантная классика и "взволнованные" взмахи рук-крыльев Птицы, "напевные" широкие движения в пластике Царевны, танцы-"страшилки" у "плохих" персонажей. Череда дуэтов (Иван-Царевна, Иван-Птица, Царевна-Кащей) на фоне то лирического, то гротескного ансамбля и солистов-слуг Кащея и Жар-Птицы, череда классических па и множества "угловатых", "неидеальных" жестов. Хоровод заколдованных царевен, Поганый пляс окаяшек и билибошек (с эффектными "загребущими" руками вдвое длиннее обычных конечностей), танцворожба с "загадочными" индийскими мотивами у Жар-Птицы сменяются в финале исчезновением логова Кащея и его кончиной после разбивания Иваном яйца с Кащеевой Смертью внутри. Возникает "заснеженный город с золотыми куполами" и, разумеется, русская свадьба с танцевальными "топотушками" и "ковырялочками". Этот "этнографический" спектакль адресован в первую очередь детской аудитории: словно переворачиваешь страницы красочно проиллюстрированной книжки русских сказок, вроде изданий с рисунками Билибина.