0
955
Газета Культура Интернет-версия

04.03.2000 00:00:00

С тем вы, мастера культуры!

Тэги: путин, культура


Владимир Путин с мастером культуры Александром Володиным.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

ВЧЕРА вечером в Театре Российской армии чествовали народного артиста СССР Владимира Михайловича Зельдина. Месяц назад Зельдину исполнилось 85 лет, и в день рождения и.о. президента пригласил артиста в Кремль - на поздравление. Зельдин - в ответ - пригласил Владимира Путина на свой юбилейный вечер. Подразумевая, что это-то и будет настоящим подарком. Путин вроде бы приглашение принял.

На момент, когда эта полоса отправлялась в типографию, в Театре Российской армии не было ни малейших примет возможного визита первого лица. Видимо, решил, что не "перепоздравить" будет лучше.

За недолгие месяцы - а если быть точным, то за два месяца и три с половиной дня - своего "исполнительства" Владимир Путин уже успел "наработать" особые отношения с мастерами культуры. Одних встреч сколько! А переписка с Бриджит Бардо! А беседа с Валерием Гергиевым и Андреем Михалковым-Кончаловским, когда те как раз погружались в мысли о музыке Сергея Прокофьева и романе Льва Толстого - в связи с грядущей (теперь уже - вот-вот) премьерой оперы "Война и мир"!.. К тому же, как мы уже писали, отношения Путина с искусством - самые что ни на есть родственные: две его дочери играют на скрипке. Что он бывает дома у Владимира Спивакова. Что любит, говорят, смотреть передачи Виталия Вульфа "Серебряный шар". Что в следующую субботу снова собирается в театр.

В минувшую среду в Кремле Владимир Путин вручил десять ежегодных президентских премий. Государственными отмечают конкретные достижения, президентскими - "жизнь в искусстве" (злые языки тут же заметили, что ими награждают тех, кто остался за бортом Госпремий, и члены президиума Комиссии - а кандидатов на президентскую премию президенту представляет все та же Комиссия по Госпремиям - имеют таким образом счастливую возможность "исправить ошибки").

Напомним имена новых лауреатов: актер и режиссер Алексей Баталов, писатели Борис Васильев и Сергей Залыгин, драматург Александр Володин, архитектор Юрий Гнедовский, композитор Андрей Петров, скульптор Аделаида Пологова, дизайнер Евгений Розенблюм, искусствовед Евсей Ротенберг, Изабелла Юрьева (посмертно). Кроме того, премию Булата Окуджавы, которой награждает тоже президент России, был удостоен Юлий Ким (напомним, эту премию выдумали, как говорится, "по горячим следам" и, кажется, специально для бардов и начали два года назад с Городницкого).

Список ничем не примечательный, то есть не примечательный в том смысле, что не открывает ничего нового, в чем бы можно было заподозрить влияние "новой власти". И.о., судя по всему, без изменений принял список, подготовленный Комиссией по Госпремиям, во всяком случае он составлен в "ельцинских" традициях: с одной стороны, те, кто остался за бортом Госпремий и по разным причинам не мог найти место в их списках, как, например, замечательный искусствовед Ротенберг - для искусствоведов нет своей номинации. С другой стороны, традицией президентских премий становится посмертное награждение, отчасти связанное, видимо, и с тем, что в списки попадают люди сильно преклонного возраста. Довольно странным, конечно, выглядит награждение президентской премией Александра Володина, вряд ли успевшего уже потратить премию "Триумф": учитывая то, что все главные и даже большинство неглавных сочинений Александра Моисеевича написаны достаточно давно, такое "вторичное" награждение выглядит особенно странно. Другое дело, если предположить, что президентские премии должны были вручать еще до "Триумфа", зимой... Дотянув до марта, менять ничего не стали: государственная машина работает надежнее, когда в ее работу не лезут с реформами и поправками.

Конечно, Владимир Владимирович Путин должен исполнять всю, даже самую черную, президентскую работу. Вручение премий - приятная обязанность. Приняв "список Ельцина" - а, судя по всему, мы не ошибаемся в том, что Путин не стал ничего менять в старом раскладе, и.о. в очередной раз подтвердил свои консервативные привязанности в искусстве. Ведь уже и "со своей стороны" он отмечал не чей-нибудь юбилей, а 85-летие Владимира Зельдина, который прославился тогда, когда Путина еще и на свете не было. Хотя с этим самым поздравлением не все получилось так, как, кажется, хотелось Путину.

Чиновник, вызывающий мастера к себе в кабинет, даже если это не просто кабинет, а парадный кремлевский зал, похож на того чиновника, который запросто мог вызвать "на ковер" Ивана Семеновича Козловского или, наоборот, Юрия Любимова. С другой стороны, в глаза бросилось и то, что вспомнил, не забыл поздравить. Такое вот странное сочетание. Не забыл, захотел поздравить, но, чтобы поздравить, вызвал к себе "на ковер". На фотографиях видно, как юбиляр Зельдин еще только собирается сесть, а и.о. давно уж устроился в своем кресле.

Конечно, Сталин, с которым так часто сравнивают Путина в последнее время, находя в и.о. "лучшие черты" вождя народов, - если бы он, конечно, счел нужным поздравить такого артиста с юбилеем - сам бы приехал, да не в театр, конечно, а домой. И посидел бы у постели больного (как здорового 85-летнего артиста сделать больным, тогда знали). Или бы позвонил, что вообще Сталин любил делать: телефонный звонок из Кремля, конечно, выглядел таинственнее, а сам Сталин - еще могущественнее (особенно когда телефонную линию прокладывали специально для высокого звонка; к тому же телефонный звонок - т.е. присутствие голоса при личном отсутствии - как бы играл на образ вездесущего и всеведущего полубога).

Поведение Путина может быть "прочитано" как пародийное - по отношению к Сталину. Как Сталин, он вездесущ: он "держит в уме" ситуацию на Кавказе, думает о Бабицком, но одновременно может и с учителями поговорить об общественной нравственности, и с учеными в Зеленограде (к слову, политической колыбели Ельцина) об их делах, и с артистами. Скоро следует ждать его публичных высказываний о том, кто "был и остается" лучшим российским поэтом... Но писать письма провинциальной библиотекарше с обещанием посылать к праздникам новые книжки он уже успевает.

Иногда, правда, доходит до абсурда.

Когда Валентина Матвиенко объяснила неприезд Путина на представление Михаила Швыдкого Министерству культуры некими "чрезвычайными обстоятельствами", вряд ли кто-то усомнился, что это так. Путин наверняка собирался. Но чрезвычайные обстоятельства помешали. Хотя всякому, пусть понаслышке знакомому с биографией Швыдкого совершенно анекдотичной показалась сама идея представлять Швыдкого, еще недавно - замминистра культуры, мало изменившемуся чиновному классу.

Путин, как Сталин, не пропускает поводов, чтобы напомнить, что он держит руку на пульсе. В том числе и культурной жизни. Как Сталин - в данном случае означает: пародируя Сталина, как бы повторяя его в некоем кривом зеркале. Вот вам пример. Едва назначенный премьер-министром, Владимир Путин тут же отправился в театр. Но не на спектакль, а на юбилей театра "Сатирикон". Там, кажется, были какие-то сентиментальные чувства - кажется, на спектакле Аркадия Райкина Путин познакомился со своей женой. И следующие его визиты в театры тоже планировались именно на юбилейные мероприятия (последний пример - вчерашний юбилей Зельдина). Сталин юбилеи, кажется, не посещал вовсе, ходил на спектакли, чаще всего на рядовые - поскольку были любимые спектакли и любимые театры, то чаще всего он посещал именно их. Чего в его визитах не было совсем - так это светскости.

Был в новой - то есть после полудня 31 декабря - истории Владимира Путина и реальный сюжет с пародистом: в новогоднюю свою поездку в Чечню он взял, кроме Александра Розенбаума и Михаила Боярского, двух юмористов - Евдокимова и Галкина. Последний - как раз пародист. Можно, наверное, сказать, что в войска и не нужно было брать серьезных артистов, но почему-то вспоминается, как на фронт выезжали бригады артистов Художественного театра и даже солистов Большого. С другой стороны, эта поездка как раз провоцирует на то, чтобы в этой компании увидеть подлинные художественные вкусы и.о. Но - не поддадимся: Путин, как настоящий разведчик, умеет за вязью слов и полуулыбок скрывать свои настоящие чувства. Всеми дальнейшими своими шагами - в области расширения культурных связей - Путин как бы компенсировал этот новогодний "экспромт", оказывая предпочтение деятелям академической культуры. Конечно, в этих его встречах есть ощущение каких-то метаний, случайностей. Нет той основательности, державной поступи, важности, которую бы ощутил каждый (и которая только вырастала в пересказе), бывших во всяком жесте товарища Сталина, особенно когда он касался такого тонкого вопроса, как искусство.

Аналогию со Сталиным доведем до "логического" конца. Сталин - в политической генеалогии - был "сыном" немецкого шпиона Ленина. Путин - сам был шпионом в Германии. Но это уже - из опыта политической культуры.

delo.open.ru


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1574
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1774
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1884
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4251

Другие новости