Мартирос Сарьян. Портрет А.А. Ахматовой. 1946. Бумага, карандаш, сангина. Из частного собрания. Рим. |
Больших мастеров знают прежде всего по "знаковым" работам. У Леонардо такой "знак" - "Джоконда", у Матисса - "Танец", у Малевича - "Черный квадрат"┘ У Сарьяна это - "Идущая женщина".
Его живопись состоит будто бы из солнца и земли. От солнца в них - контраст, четкость, зной и одновременно плоскостность, условность. От земли - глубина, историчность и подлинность.
Главное открытие, сделанное им для мира, - Армения. До Сарьяна ее изображения ограничивались этнографическими зарисовками, интересными археологам и историкам быта. Ему же удалось уловить и передать то, что называется genius loci - "дух места". Открытие оказалось столь значительным, что сразу выдвинуло художника в "национальные гении" Армении. Сарьян выступил навстречу общему для первой трети ХХ века культурному движению "к истокам", с Запада на Восток. Но он двинулся, напротив, с Востока на Запад и, соединив дикую природу цвета с европейским изобразительным языком, был признан и принят, стал международным художником.
Сарьян передает два типа отношения к миру: удивление перед ним и его аллегорическое восприятие. Удивление остается в мгновенных цветных картинах многоцветного мира. Аллегория же часто дремлет под слоем экспрессивной живописи, присутствуя как свойство восточной ментальности. А если выходит на первый план, то тогда темп живописи замедляется.
На картине "Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны" (1945) изображены только цветы в простых стеклянных банках. Он был одним из немногих советских художников, кто позволял себе быть сложным, когда законами господствующего соцреализма предписывалось быть простым. Автопортрет "Три возраста" (1942), где Сарьян изобразил себя одновременно молодым, зрелым и старым, - есть не что иное, как "мирная демонстрация" против примитивности соцреалистических клише, требующих единства времени и места.
Эти небольшие огрехи страна старалась не замечать (статус "национальной гордости" был для нее важнее) и регулярно одаривала его благами и лаврами. В 1926 году Сарьян получил звание народного художника Армении, в 1960-м - народного художника СССР. В 1932-м правительство построило для него в Ереване дом-мастерскую (где он прожил вместе с семьей до конца жизни). В 1967-м в Ереване же открылся прижизненный Музей Сарьяна. Он был членом Верховных Советов Армении и СССР, трижды награждался орденом Ленина.
Однако энергия его творчества была достаточно мощной для того, чтобы, с одной стороны, не поддаваться соблазнам социалистической реальности, а с другой - преодолевать ее давление.
При жизни Сарьяна на торжествах по случаю его юбилеев (он дожил до 92 лет) рядом с его именем неизменно звучало "Герой Социалистического Труда, народный художник, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии" и т.д. Теперь перечисление выглядит по- другому: Кандинский, Малевич, Ларионов, Филонов, Сарьян┘