СЕГОДНЯ в Государственном академическом театре классического балета бенефис. Руководитель коллектива, бывшая солистка ГАБТа, хореограф со стажем Наталья Касаткина отмечает 45 лет творческой деятельности. Премьера балета "Жар-Птица" на сцене Кремлевского дворца засвидетельствует непрекращающийся процесс ее совместного с Владимиром Василевым творчества. Дивертисмент танцовщиков Большого и Мариинского театров, Московского Музыкального театра и "Кремлевского балета" станет поздравлением коллег.
Но журналисты, собравшиеся на пресс-конференцию, быстро поняли, что их собрали не только по юбилейному поводу. В труппе поставлено 22 балета, но нет собственной сцены. А цена аренды театрального зала у нас приближается к 100% от сбора - в отличие от мировых стандартов, где она доходит до 15%. Со сбором в огромном зале Кремлевского дворца непросто: цены на рекламу мировые, а на билеты - российские, т.е. гораздо более дешевые.
Сейчас едва ли не главной заботой Натальи Дмитриевны стало строительство своего театра и планируемого при нем международного центра балета. Еще при советской власти театру была выделена земля на Скаковой улице (с частично сохранившимися памятниками архитектуры - конюшнями Манташева). По проекту, созданному еще 12 лет назад, здесь должны быть большая и малая сцены, 4 репетиционных зала, танцевальная школа по изучению методик русского и зарубежного балета XIX-XX веков, а собственно театр будет возведен путем перекрытия свободного пространства между сохранившимися зданиями, но с учетом требований органов охраны памятников. Территория до сих пор мало освоена по причине, о которой легко догадаться, хотя строительство идет с 1993 года.
Чтобы добыть деньги, руководство театра (его директор - сын Касаткиной и Василева Иван Василев) пробует разные способы. После подключения к делу английской фирмы, специализирующейся на строительстве театральных зданий, концепцию стройки пересмотрели в сторону практичности, а стоимость проекта удалось снизить с 35 до 12 миллионов долларов. По разработанному бизнес-плану стройку можно будет окупить за 6-7 лет, если 9 месяцев в году труппа будет сдавать комплекс в аренду под различные художественные и коммерческие мероприятия: от постановки мюзиклов до балета на льду и цирковых представлений. Функционирование комплекса должно быть построено по западному образцу, когда билеты в театр проверяют не на входе, а лишь у зрительного зала, в то время как фойе с коммерчески прибыльными точками типа кафе или театрального магазина работает чуть ли не круглосуточно.
По поводу строительства есть и постановление правительства Москвы, разрешающее инвестору возвести отдельное здание для офисов, супермаркетов и подземных автостоянок, а в награду за выделенное место взять на себя и нагрузку: строительство театра. Беда только в том, что обычный долевой расклад средств в таких случаях 70% на 30% в пользу коммерции, а в постановлении речь идет о 60% к 40%. Десятипроцентную разницу московские власти вроде бы берутся возместить, но пока это - дело будущего. Пока же возникла новая идея: пристроить к конюшням временный театр на 1000 мест, в дальнейшем, при поступлении финансов, легко трансформируемый в постоянный. Это планируется сделать уже к концу 2000 года. Средства же складываются из 2 млн. рублей, выделенных Путиным, 5 млн., сохранившихся от щедрот Черномырдина, и ожидаемых 3 млн. от Министерства культуры, выделяемых по статье "капремонт". Этого хватит лишь на возведение теплой "коробки", но недостаточно даже на покупку стульев для зрительного зала, не говоря уже о технической "начинке" здания.
На пресс-конференции удалось поговорить не только о стройке. В "Жар-Птице", в отличие от классической постановки Михаила Фокина, будет новое либретто, в котором, в частности, появится Змей Горыныч - видимо, в качестве соратника Кащея Бессмертного. Новый текст написан тоже по сказкам Афанасьева, потому что автор музыки Игорь Стравинский не любил, когда его русский балет переводили на другие рельсы. Среди сценических эффектов будущей премьеры - изобретения нашего знаменитого фокусника Рафаэля Циталашвили (говорят, именно он - автор тридцати процентов фокусов Давида Копперфилда: богатый иностранец покупает у Циталашвили идеи). После торжеств труппа отбывает на двухнедельные гастроли в Италию, а совсем недавно вернулась из Китая, где, несмотря на дорогие пятидесятидолларовые билеты, сумела покорить консервативных китайцев не только любимым ими "Лебединым озером", но и "Золушкой". В Китае был снят один из восьми видеофильмов-балетов по творчеству театра, намеченных к показу на канале "Культура". Но самые любимые в творческом смысле гастроли труппа имеет недалеко от Москвы, выступая в городах области и находя там огромную любовь к балету.