0
914
Газета Культура Интернет-версия

01.03.2000 00:00:00

Литовские послы в "Современнике"

Тэги: театр, спектакль


Королева Елизавета (Марина Неелова) и Мария Стюарт (Елена Яковлева).
Фото Елены Сидякиной

СЕГОДНЯ вечером в московском "Современнике" состоится премьера спектакля "Играем... Шиллера!". В программке значится: "сценический вариант трагедии Фридриха Шиллера "Мария Стюарт" Римаса Туминаса (Литва)". Театральная молва гласит, что до последнего момента в театре сомневались и даже была такая идея премьеру выпустить под "аутентичным" названием. Но пока все остается как было и, если ничто не помешает в самый последний момент, публика увидит сегодня спектакль "Играем... Шиллера!". "Современник", если бы кто-то собрался сочинять такой табель, следовало бы отнести к консерваторам: здесь не любят просто так вмешиваться в названия, данные авторами. Чтобы это случилось, нужны были, вероятно, веские причины (оговоримся покамест в скобках: они были). В истории театра была, правда, история, когда придуманное театром название изменили в последний момент. Говорят, что Валерий Фокин хотел, чтобы его спектакль назывался "Сегодня - Гоголь". Но по цензурным соображениям премьера вышла под названием "Ревизор", и так, без изменений, спектакль держится в репертуаре до сих пор и идет с успехом. Но сомнения мне понятны: скажем, бывает ведь, что родители ждут девочку, а рождается мальчик, для которого приходится придумывать свое имя.

Спектакль Римаса Туминаса - конечно, из тех, что, бывает, шокируют зрителей с "традиционными представлениями". Дело не в костюмах невесть какого, но явно не того времени. Дело в трактовке - той самой, игровой, - от которой пошло и другое название. Хотя вот что любопытно и что заставляет "оторваться" от конкретной премьеры и заговорить о феномене литовского театра: все переиначив и даже перевернув вверх дном, раскрепостив все и вся и одновременно "заковав" едва ли не каждую строку в специальную, для нее одной сочиненную метафору, здесь умеют не потерять воздуха трагедии. Трагедия остается и в новом спектакле Римаса Туминаса.

Одно это - участие в, как теперь принято говорить, театральном проекте Римаса Туминаса загодя требует внимания и даже почтения. То, что "Современнику" удалось заполонить Туминаса, которого пытались ангажировать многие столичные театры, - уже превращает спектакль в событие. Туминас - режиссер европейского класса и, что для нас куда существеннее, другой театральной школы. Вроде бы - советской, но даже в советском многонациональном театре умели отличать "акценты" и "произношения". Туминас, как и Някрошюс, как более молодой их вильнюсский коллега Оскарас Коршуновас, - конечно, представители особой школы. В которой метафора ценится выше последовательности и психологической правды, где резкий звук всегда предпочтительнее какой-нибудь равнинной кантиленности (что будто бы входит в противоречие с самим литовским ландшафтом, но искусство не всегда вырастает из желания быть подобным чему-то или из подражания природе). И еще: Туминас работал с актерами, воспитанными в другой "Системе", которые тем не менее соответствуют. То есть оказались вполне подходящим "материалом", лишний раз подтвердив свободу русского актера. В "Играем... Шиллера!" нет игры ради игры, наоборот, даже в метафорах - какая-то северная, балтийская, можно сказать, сдержанность. Временами даже так, что Марина Неелова, которая играет Елизавету, даже внешне становится похожа на любимых актрис Ингмара Бергмана. Какие-то сцены приводят в восхищение своей простотой и одновременно мощью: как и Някрошюс, все эти годы работающий параллельно, в необъявленном соперничестве, Туминас ценит метафоры простые, но, как говорится, бьющие наотмашь.

"Современник" снова испытывает своих поклонников на усидчивость. Новый спектакль, как и предыдущая премьера - "Три товарища" Галины Волчек, - идет больше трех часов, почти три с половиной. Но какой-либо бесшабашности, безоглядности здесь не увидеть: театр сумел приучить свою публику к усидчивости, сюда приходят, заранее зная, что "за полтора часа без антракта" в "Современнике" не играют, эти принципы "современного" театра в "Современнике" исповедовать не спешат.

Туминас не любит (к слову, как и художественный руководитель "Современника" Галина Волчек) работать с несколькими составами. Так, наверное, труднее для жизни спектакля, но лучше для зрителей. Которые могут быть уверены, что в роли Марии Стюарт они увидят Елену Яковлеву, в роли графа Лестера - Игоря Квашу, Тальбота - Рогволда Суховерко, а барона Берли будет играть Михаил Жигалов...

delo.open.ru


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1587
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1787
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1900
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4272

Другие новости