ЛЕГКО ЛИ быть молодым в современной Москве ("молодым" условно говоря)? Очень легко. И даже приятно. То тут, то там что-то происходит, кто-то играет и поет. Не успел отыграть Иван Смирнов в ЦДХ на Крымском валу, а уже его место занял Аркадий Шилклопер с товарищами. На этот раз в проходах не сидели, но мест свободных почти не было. Всем известно: Шилклопер со своим альпийским горном (рогом), на котором, кажется, играет он один, - это качество. Проект назывался, как в джазе принято, по-иностранному "Инфанции" или что-то в этом роде, и озвучивал его состав тоже вполне интернациональный: гитарист Алегре Корриа из Бразилии (где в лесах и городах живет много-много отличных музыкантов), контрабасист Георг Брайншмид из Австрии и ударник Олег Балтага из Молдавии. Тон задавал Корриа, поэтому в концерте доминировали мотивы самбы и Жобима. Играли отлично, вещи превосходные. О чем говорить, когда даже в переходах метро играют так, что можно заслушаться? Великолепие без содержания, отличающее музыку, особенно джаз, вероятно, в какой-то мере облегчающее самовыражение. Но какое может быть содержание у красоты? А то, что нам сделали красиво, - не поспоришь. Темы, драйв, мастерство - все на высшем уровне. "Супер!" - как не уставал повторять ведущий. Впрочем, это не новость. В джазе тем более. Джаз у нас самый профессиональный и успешно потребляемый вид искусства. Поэтому чуть ли не единственная процветающая фирма записи - "Богема-мьюзик". Ее прошлогодний джазовый фестиваль отдавал купецким размахом: концерты в престижнейших клубах, где завсегдатаи даже сморкаются не иначе как в долларовую банкноту.
Не то теперь: обшарпанная сцена, не закрывающиеся стенные шкафы. На музыке это ничуть не отразилось. Уж где, где - а здесь виден уровень. Смесь бопа, фьюжн и этно. Беспроигрышная.
Музыка вообще штука доходчивая и очевидная. А тут еще специальные инструменты, за игрой на которых следишь почти так же, как за эволюцией циркачей на канате. А тут еще синтез школ и традиций, определяемый составом. Спать не хочется совсем. Три дня назад люди впервые стали играть вместе - и на тебе! Джаз мастеровит, как живопись передвижников. Здесь все кажется просто: многомильная импровизация, вклинивающиеся соло, затягивающий, гипнотизирующий ритм (специалист что-нибудь сказал бы про "квадраты", которые наяривают музыканты до посинения, про "широкое использование тональных отклонений" - чур меня). Больше всего это напоминает медитативно-музыкальные радения. Иногда это утомляет. Но не в данном случае. Хочется без конца аплодировать и хоть так выплескивать потребленную или генерированную энергию. Какая хорошая вещь джаз, какая хорошая вещь музыка! Зрители роняли пивные бутылки и рвались хлопать не в такт. Кто-то от избытка чувств попросил "Караван", этакую джазовую "Шизгару", забыв, что он не на Арбате. Отрадно жить в Москве...