АМЕРИКАНСКАЯ программа "Берлинале" на сей раз слабовата. Таких шедевров, как прошлогодние "Тонкая красная линия" Теренца Малика или "Богатство Кукки" Роберта Олтмена, нет, хотя имена постановщиков и фирмы - пышные, знаменитые и именно в Берлине начинавшие путь к всемирной славе.
"Талантливый мистер Рипли" - фильм Энтони Мингеллы, следующий за его "Английским пациентом", обладателем 9 Оскаров и "Золотого Медведя-97". В заглавной роли Мэтт Деймон, тоже впервые "засветившийся" на "Берлинале" в картине "Добрый Билл Хентинг". Его партнерша Гвинет Пэлтроу тоже с "Берлинале" шагнула к Оскару за роль Виолы во "Влюбленном Шекспире". Тем, кто любит Италию, ее красоты и путешествия, следует непременно посмотреть картину Мингеллы: действие, начавшись в Нью-Йорке, там быстро переносится к Неаполитанскому заливу, на Площадь Испании в Риме, к Дворцу Дожей в Венеции и другим классическим объектам земли предков режиссера, итальянца по происхождению, которую он влюбленно живописует на великолепной кинопленке "Кодак".
Тем более что обстановка супер-люкса (ренессансные палаццо, мраморные ванны, виллы, яхты) входит в состав сюжета и конфликта. Дело в том, что герой, бедный пианист-аккомпаниатор, мечтающий вырваться вверх, волею случая выигрывает счастливый билет: богатый промышленник отправляет его в Италию с поручением вернуть домой своего сына, своенравного шалопая, который предается безделью с прелестной подругой. Глазами завистника и чужака смотрит камера на "сладкую жизнь" богатого американца в старушке-Европе - все это подробно и в сочетании с увлеченным "ретро" 1959 года, которым датировано действие. Но Мингелла говорит, что его интересовала другая проблема - "идентификация личности". Том Рипли хочет не только жить так же красиво, как баловень судьбы Дикки (артист Джуди Лау), и рядом с ним, каждую минуту чувствуя свой комплекс неполноценности и перенося насмешки по поводу всяких неловкостей поведения. Он одержим идеей стать Дикки, идентифицироваться с ним, перевоплотиться в него. И Рипли совершает убийство, присваивает документы, имя, деньги, вещи: он продолжает жизнь уже как Дикки Гринлаф.
Это - новая версия классического сюжета Пиранделло в его "Покойном Матиасе Паскале" или фильма Антониони "Профессия: репортер", вторая жизнь человека в чужом обличье. Интересно, но, к сожалению, здесь заявленная проблема идентификации решена вполне поверхностно: берет верх "разоблачение самозванца" посредством его ошибок и промашек. Более существенное "свидетельство" вины: дурной вкус, буржуазность Рипли-плебея, которому не дотянуться до "потомственного богача" Дикки, некий социально-психологический аспект - уступает место детективной интриге.
Но в "Талантливом мистере Рипли" обозначается мотив, звучащий и в других картинах американской программы "Берлинале": мотив "блудных детей", "конфликта поколений" как бы на новом витке истории. Семейные отношения, измены отцов и страдания матерей, сыновья на стороне матерей, нюансы достопочтенного и все же гениально распознанного Зигмундом Фрейдом "Эдипова комплекса", домашние тайны, спрятанные в прошлом или обнаруживающиеся внезапно по ходу фильма, - все это читается и в скромной камерной семейной драме "Знаки и чудеса", представленной молодым американцем Джонатаном Носситером от Франции, и в непомерно огромной (3 часа с лишним демонстрации!) "Магнолии" - творения еще более молодого, но уже известного по принадлежности к порноиндустрии его предыдущего опуса "Ночи-Буги" ("Boogie Nights") Пауля Томаса Андерсона. В этом киномонстре роль прекрасного цветка магнолии, распустившегося в нескольких кадрах начала, осталась для зрителей загадочной (никакой магнолии больше не было). Зато в финале с неба на всех персонажей этого, как успела назвать его берлинская пресса, "амбиционного творения" падает дождь из лягушек(!), да-да! тучи живых и противных лягушек - видимо, метафора Божьего гнева...
За что? Все за то же: старые родители, больные, умирающие, проклинающие своих детей, достойны не только жалости, но - прежде всего - осознания своей вины перед ними, покаяния. Дети "выламываются" из своей среды не зря. И в крайних формах. У умирающего от рака добропорядочного телевизионного продюсера Партриджа давно сбежавший из дому сын (Тоm Croise) ныне превратился в настоящего мачо и ведет шоу под девизом "Соблазняй и разрушай". В действительности же этот старик, который все три часа сеанса находится под капельницей и время от времени стонет и кричит от боли, в свое время даже не позвонил по телефону умирающей же матери своего сына. У другого телемена, ведущего программу типа наших "Что? Где? Когда?", тоже застарелый рак и "выломавшаяся" дочь-токсикоманка. Все это происходит без должного, пожалуй, режиссерского чувства гротеска и "данс-макабр"; одна мысль, пожалуй, проглядывается сквозь фон и монтаж: абсолютное внедрение масс-медиа в реальную жизнь, стирание грани между телеэкраном и действительностью, перетекание одного в другое. Зрелище, скажем честно, странное.
Что же касается еще одного, на сей раз англо-американского фильма "Пляж" (Тhe Beach) режиссера Дэнни Бойла (Danny Boyle), ставшего "хитом" из-за психоза по поводу участия в нем Леонардо Ди Каприо ("леомания" - назвали здесь это явление), то очень красиво снятая где-то в морях у берегов Таиланда притча об утопии, погибающей потому, что нет и не может быть рая на земле. Коммуна молодых и замечательных юношей и девушек, поначалу лучезарная, очень скоро сталкивается с реальностью: акулы съедают лучших пловцов, любовные союзы распадаются из-за измен, а соседнее агрессивное племя туземцев совершает злые набеги на курортников. Тема и схема десятки раз отыграна в искусстве ушедшего ХХ века.
Берлин