0
720
Газета Культура Интернет-версия

16.02.2000 00:00:00

Культура и власть: взаимное недоверие

Тэги: культура


КОМИТЕТ Государственной Думы по культуре и туризму к чести его председателя Николая Губенко моментально озаботился самой насущной проблемой, которая сегодня стоит перед российской культурой. В понедельник было созвано совещание по вопросу "Положение бюджетных учреждений культуры в связи с введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации".

Беспокойство, вызванное некоторыми пунктами Бюджетного кодекса, начало расти с апреля прошлого года, когда старый состав комитета по культуре, возглавляемый тогда Станиславом Говорухиным, обратился в Госдуму с письмом, содержащим конкретные предложения и изменения в проекте столь невнимательного к культуре Бюджетного кодекса. Отрицательный во всех пунктах ответ был передан в комитет лишь 20 декабря.

В чем же собственно дело? Бюджетный кодекс, который должен обладать почти конституционной силой, признает средства, полученные в результате предпринимательской и творческой деятельности культурных организаций, коммерческой прибылью. Именно поэтому кодекс предполагает полное изъятие этих средств (включая прибыль от продажи билетов, печатной продукции и от других платных услуг, спонсорские вложения, вырученные деньги от аренды части помещений и т.д.) в государственный бюджет этой организации - казначейство таким образом начинает контролировать уровень доходов культуры.

Признав такой ход разрушительным для российской культуры, комитет по культуре и туризму созывает совещание, на котором присутствуют представители статусных учреждений - Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, музея-заповедника "Московский Кремль", Российской государственной библиотеки, Росархива, обоих МХАТов, Малого театра и т.д.

Выступления были жаркими и требовательными. Говорилось о том, что существование бюджетных культурных организаций стало в последние несколько лет относительно стабильным. "Эволюционным путем" был найден тот баланс бюджета (кстати, во многом стараниями тогдашнего министра культуры Владимира Егорова, в 1999 году впервые за постсоветские годы выполненный на 100%) и внебюджетных средств, который обеспечивал сносную жизнедеятельность и достойное творческое развитие. Два источника финансирования взаимодополняли друг друга. Свободные спонсорские деньги или средства, вырученные за аренду части помещений, а также за некоторые платные услуги (например, в библиотеках), могли оперативно покрывать часть нужд, на которые не хватало бюджетных средств (либо недостаточных для всего объема финансирования, либо, как обычно, приходящих с опозданием). За счет внебюджетных доходов культурное предприятие могло осуществить не запланированный в бюджете срочный ремонт, приобрести новое оборудование, устроить внеочередное культурное мероприятие.

Доставшийся столь высокой ценой баланс сегодня может в одночасье разрушиться. Представители каждого "направления" представили свой список "разрушений", которые понесет их отрасль и их учреждение с введением в действие Бюджетного кодекса. В целом привлекательность культурных мероприятий для потенциальных спонсоров, и так не слишком сильная, растворяется совершенно, так как эти внебюджетные средства опосредованным способом становятся частью бюджета и теряют "свободу хождения". Не секрет, что желающих помогать просто театру в России нет, а вот поклонники Табакова или, например, Калягина встречаются.

Устами одной из участниц совещания был сделан удручающий вывод: Бюджетный кодекс перечеркивает многолетнюю практику самостоятельной предпринимательской деятельности творческих учреждений - самого существенного и дорогого завоевания перестройки в области культуры. Поиск новых средств к существованию, капиталистический подход к делу становится элементарно невыгодным. (На другом совещании, которое прошло в этот же день, Олег Табаков утверждал, что его театр-студия сегодня на 62% самоокупаемая организация. Еще год активной работы - и театр сможет отказаться от государственных денег. Это ли не завоевание новых времен, пусть и единичное? Но с новым Бюджетным кодексом такая форма существования театра оказывается также невыгодной.)

В череде голосов участников совещания робко прозвучало и другое мнение, к которому стоит прислушаться и нам. Тем более что оно в общих чертах совпадало с содержанием отрицательного заключения от 20 декабря, которое дал еще говорухинскому комитету по культуре первый заместитель председателя правительства РФ Виктор Христенко. Было замечено, что поступление средств на счет бюджета не означает исчезновения этих денег со счетов творческих организаций. Все доходы, как и говорится в Заключении Христенко, "зачисляются на счет бюджета в соответствующем территориальном органе казначейства и практически одновременно отражаются на лицевом счете этой организации". По словам Христенко, этими деньгами можно моментально воспользоваться.

Но, видимо, все дело именно в формулировке "практически моментально".

Перед нами типичная сегодня система обоюдного недоверия. В 1925 году была объявлена чистка музеев-усадеб на предмет, не осели ли в них их бывшие владельцы под видом музейных работников. Нынешняя политика - вроде той. Сомневающиеся законодатели желают знать, не осели ли в учреждениях культуры культур-мафиози, не желающие платить налоги и скрывающие от казначейства истинные доходы под видом неуемного процесса творчества. Им хочется выяснить те реальные суммы, на которые живет целый год то или иное культурное учреждение, чтобы на следующий год дать столько же, никак не больше, а скорее всего и меньше - спонсоры и заработанные деньги все равно "покроют" разницу. В Бюджетном кодексе есть забавная подробность: остаток средств, который скопился на счету творческой организации, теперь должен быть включен в бюджет следующего года. Крошки с обеденного стола летят не в кормушку воробьям, но остаются господам на завтрак.

Депутаты Думы боятся криминализации культуры, которая (этим можно гордиться) в России пока еще зафиксирована лишь в единичных случаях. Но, как говорится, отныне запрещенный Бюджетным кодексом плод стал сладок вдвойне.

С другой стороны, и деятели культуры законно не доверяют ни казначейству, ни Минфину - они панически боятся этого выражения "практически моментально", ибо достоверно знают, что упущенные из рук деньги редко возвращаются вовремя и в целости.

Тем не менее общими усилиями "совещателей" нашлись пути решения. Было признано, что власть в силу своей занятости не ведает истинных нужд культуры и поэтому предъявляет к ней общеэкономические и общеполитические санкции. "Пусть придут и посмотрят" - с таким лозунгом было решено собрать "круглый стол" представителей тех же статусных учреждений культуры с участием Владимира Путина, депутатов Госдумы и сотрудников Министерства финансов и казначейства. Кроме того, даже у самых скептично настроенных участников совещания появилась надежда на оздоровление ситуации в связи с приходом Михаила Швыдкого на пост министра культуры. Видимо, в силу природного оптимизма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1442
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1645
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1757
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4061

Другие новости