В ВЫСТАВОЧНОМ зале Успенской звонницы Московского Кремля в рамках программы "Московский Кремль и русская провинция" открылась выставка, приуроченная к празднованию 2000-летия Рождества Христова и представляющая уникальные произведения древнерусского искусства Вологодской земли, под названием "Вологодский Кремль. Сокровище северных монастырей".
Не секрет, что исторические судьбы Москвы и Вологды, тесно переплелись и поэтому оправдан тот факт, что именно в Московском Кремле открылась экспозиция, на которой представлены ценнейшие и неповторимые художественные памятники.
Если заглянуть в нашу отечественную историю, то можно увидеть, что именно Вологда, возникшая почти одновременно с Москвой, в трудные для столицы моменты приходила ей на помощь. Так, например, в 1380 году вологодские полки одними из первых пришли на Куликово поле, закрыв собой Москву. Примечательно и то, что во время правления царя Ивана Грозного по образцу Московского Успенского собора был возведен вологодский Софийский собор.
Северные монастыри всегда выполняли миссию центров православной культуры и поэтому собрали в своих ризницах изумительные шедевры иконописи, произведения лицевого шитья, ювелирного искусства, богатое собрание книг. Все эти сокровища стали началом коллекции памятников древнерусского искусства в собрании Вологодского государственного историко-культурного музея-заповедника.
Демонстрацию сокровищ земли Вологодской начинают архиерейский посох XVIII века работы мастера Михаила Климшина, митра второй половины XVII века, украшенная жемчугом, серебром, позолотой и перламутром. Привлекают особое внимание блеск и изобилие драгоценных камней: изумрудов и рубинов на панагеях работы московских мастеров XVIII века. Нельзя не заметить и потир (чаша для причастия) 1764 года, изготовленный из серебра и украшенный злочением, рубинами и изумрудами. Как и во всякой сокровищнице здесь есть своя особая жемчужина - это икона неизвестного мастера "Богоматерь Умиление (Подкубенская) первой половины XIV века. Этот памятник - не только гордость коллекции Вологодского музея, но и всей России. Он даже был включен в состав 100 шедевров древнерусского искусства из России, экспонировавшихся в 1991 году на выставке в Ватикане.
К бесценным творениям, демонстрирующимся на выставке, относится икона работы столичного мастера Дионисия "Дмитрий Прилуцкий в житии", которая была написана по заказу Вел. кн. Ивана III для Спасо-Прилуцкого монастыря. А Иван Грозный брал ее с собой в поход на Казань.