0
947
Газета Культура Интернет-версия

09.02.2000 00:00:00

Некрасивая жизнь

Тэги: Коровин, литература, книга


ЖУРНАЛ "Волга" всегда запаздывает. Поэтому только что вышедшие 9-й и 10-й номера несут на своих страницах роман, уже успевший выйти книгой - причем в прошлом году. Речь идет о романе Андрея Коровина "Ветер в оранжерее", который входит в отвратительно оформленную (впрочем, смотря на чей вкус) книгу "Красивая жизнь", напечатанную калужским издательством "Золотая аллея". В книгу, между прочим, входит еще и повесть "Обладание временем", публиковавшаяся в июльском номере "Нашего современника". Так что об авторе, даже не прочтя ни единой его строки, можно уже заранее сказать, что он человек, видимо, обаятельный - раз сумел понравиться столь далеким в своих пристрастиях журналам - и что литературная судьба его, судя по всему, складывается благоприятно.

"Ветер в оранжерее" посвящен Литературному институту имени Горького. Большую часть романного времени и на большей части его пространства герои пьют. Хотя слово "пьют" не вполне соответствует тому энергетическому содержанию, которое потребно глаголу, способному охарактеризовать действие, осуществляемое персонажами романа.

Как и многие другие современные произведения, "Ветер в оранжерее" строится как автобиография (подлинная или мнимая). Герой-рассказчик повествует о себе. Есть известный соблазн отождествить с ним автора (уже сам факт пребывания в Литинституте наводит на мысль об их общем прошлом). Но нам (в данном случае) это совершенно безразлично. Допустим, что автору было удобнее развивать вымышленную интригу в стенах хорошо знакомого учебного заведения.

Сюжет строится таким образом: от некоторого условного момента в романном настоящем делаются регулярные флэшбэки, показывающие "дороманное" прошлое героя, призванные объяснить и показать, как и почему он дошел до роковой черты. Роковая черта обозначена как нежелание и невозможность писать. То есть как потеря внутренней интенции к творчеству.

Обстоятельства, способствовавшие этому прискорбному факту, обозначены не совсем ясно. То есть самих обстоятельств описано довольно много, но что именно положило роковой предел, покрыто завесой. Известно, что герой приехал из провинции поступать в институт, пришел к отцу, которого много лет не видел, имел с отцом несколько содержательных бесед, обнаружил попутно, что тот сильно пьет, но жить у него стал. Через некоторое время отец умер, и сыну досталось его жилище. Студент к тому времени женился и обзавелся ребенком, но потом все бросил (в том числе и институт), уехал в белый свет как в копеечку, вернулся, оставил бывшей жене жилплощадь и стал снова учиться в своем родном Литинституте. Это как бы предыстория.

Сама история начинается с того, что герой (по его уверениям), влюбленный в красавицу и умницу, разделяющую его чувства, заключает пари со своим лучшим другом - кто дольше продержится, если они будут пить на полную катушку. Никакого комизма в этой ситуации не заложено - это закамуфлированный, но легко расшифровываемый вариант русской рулетки, а в русскую рулетку все-таки от хорошей жизни не играют. Хотя можно предположить вариант уже полной балды.

Следует масса перетекающих один в другой эпизодов добывания спиртного (действие отнесено в такое прошлое, когда проблемы в этой области еще были, хотя, как и во все времена, находили свое разрешение), вноса добытого в пределы общежития, в том числе и с риском для жизни, и поглощения внесенного, а также попутно обретенного в независимо пьющих компаниях - и тут уж с самым основательным риском для жизни. Надо отдать автору должное - все это описано не просто мастерски, а с глубоким знанием всех тонкостей предмета. После Венедикта Ерофеева, измерившего глубины русской натуры, пользуясь лишь меркой в 0,5 и 0,75, это, может быть, первая серьезная попытка вернуть разговор на заданную тему в достойное русло.

Коровин (и я не шучу) придает действию раблезианские масштабы. И это безумное пари (которого, кстати, не выдерживает именно рассказчик, тогда как друг, войдя в штопор, готов продолжать до самого конца), и вся "карнавализованная" и безусловно профанная обстановка повального и самодовлеющего хмеля, когда все эти поэты-писатели уже давным-давно забыли, зачем они здесь когда-то собрались (изредка кто-то вдруг, словно забывшись, прочитает какие-то старые - и чужие - стихи)...

Надо сказать, что автор не скупится на краски, описывая сцены перманентной вакханалии. Он сообщает натуралистические подробности с простотой и естественностью, свойственными человеку, ведущему разговор о самых обычных вещах. Не будем пояснять, какого рода эти подробности, они слишком известны и особой эстетикой не отличаются.

Параллельно со всем этим пьяным безобразием у героя развиваются какие-то сложные взаимоотношения с еще одной дамой, обитательницей общежития. Этот светлый ангел готов видеть в герое лучшую сторону, закрывая глаза на то, что тот готов предъявить на настоящий момент. Впрочем, в эпилоге выяснится, что "они расстались" - и Лиза ушла в монастырь. Отметим, к слову, что здесь автор допускает довольно серьезную ошибку, не удосужившись как следует мотивировать радикальный поступок своей героини, отчего он смотрится скорее эффектной развязкой, нежели необходимым логическим завершением.

Вообще "женская линия" в романе кажется наиболее уязвимой. Герой, у которого - благодаря роли рассказчика - есть постоянная возможность декларировать особенности своих эмоциональных состояний, сослужил автору дурную службу, освободив последнего (и совершенно напрасно) от обязанностей доказывать состоятельность этих деклараций. В результате герой то и дело заводит речь о своей дикой потребности любви, неутоленной жажде ее - но, кажется, даже не понимает, что это такое. Во всяком случае, то, что открывается взору читателя, не дает этим речам никаких подтверждений. Единственное, что можно разглядеть, - так это томление духа (и суету сует). Ясно, что героя крутит, и крутит, видимо, основательно. Ясно, что ему необходимо за что-то цепляться. Самый очевидный (и проще всего уловимый) предмет - разумеется, женская любовь. Но спасать кого бы то ни было от чего бы то ни было она может только в случае самозабвенного встречного чувства. Здесь этого чувства нет. Есть скорее эгоистическая потребность в близком другом. Если бы автор и взял на себя труд заметить это несовпадение (для чего ему пришлось бы дистанцироваться от героя), он продемонстрировал бы большую жизненную искушенность.

Роман "Ветер в оранжерее" производит довольно странное впечатление. При том что автору удается показать внешний и внутренний разлад, обозначить какие-то трудные противоречия в натуре героя, роман кажется каким-то недоговоренным и даже незавершенным. Возможно, что причина того лежит в боязни слишком откровенного "обнажения" - как только заходит речь о самых важных для героя (и, видимо, автора) вещах, он начинает говорить обиняками и полунамеками, поскорее сворачивая тему и переводя повествование к описанию внешних событий. Здесь проходит больной и зудящий нерв, но - за всеми умолчаниями - не вполне понятно, что за недуг гнетет рассказчика. Остается надеяться, что в дальнейшем творчестве он прояснит, какую боль заливали с эпическим размахом герои "Ветра в оранжерее".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1852
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1161
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
854
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1144

Другие новости