0
965
Газета Культура Интернет-версия

09.02.2000 00:00:00

50! 2000!

Тэги: Шлегель, кино, фестиваль, Золотой медведь


- Ганс, каков же в этом году фестивальный "урожай" в ваших подопечных регионах? Что входит в программу?

- В конкурсе - "Русский бунт" Александра Прошкина, экранизация пушкинской "Капитанской дочки" и короткометражная картина "Подвиги Геракла" золотого призера "Берлинале-99" Сергея Овчарова. В официальной панораме - двухчастевое "Письмо в Америку" Киры Муратовой. Там же - "Ворошиловский стрелок" Станислава Говорухина и монтажная лента "Земля обетованная", сделанная режиссером Александром Рехвиашвили на материале Госфильмофонда России - фильм о Палестине, о судьбе еврейства до образования Израиля. И еще: хорошая узбекская картина "Оратор" - дебют недавнего вгиковца Юсупа Разыкова в панораме и казахская "Три брата" Серика Апрымова в конкурсе детских фильмов (там будет еще демонстрироваться и русская короткометражная картина Александра Котта "Пугало").

Интересная картина нашлась для панорамы и у ваших соседей в Литве - "Эльза" известного режиссера Альгимантаса Пуйпы. Экранизация новеллы немецкого писателя Эрнста Вихерта выполнена была Пуйпой вместе с Желакявичусом: конфликт прусского чиновника, наблюдателя рыбного хозяйства, и литовского рыбака-анархиста.

- Если к этому перечню прибавить еще и "Страстной бульвар" Владимира Хотиненко в неофициальной секции "Берлинале" - Форуме молодежного кино, - то "нас", кино б. СССР (как до сих пор объединяют на Западе страны СНГ), на Потсдамер-плац не так уж и мало! Кроме того, анонсирована многообещающая картина французского документалиста-классика Криса Маркера "Один день Андрея Арсеньевича" о Тарковском.

- В официальной программе имеется еще один неожиданный русский аспект. Фестиваль совпал с началом века. А в начале века обычно расцветают утопии. Прошлое видится сплошным кошмаром - давайте же его перечеркнем и сделаем все по-новому! И вот начинают конструировать "нового человека", искать нового Адама. Этому кругу явлений на "Берлинале" будет посвящена специальная ретроспектива "Искусственный человек".

"Новый человек" - не только выражение сталинского времени. В конце XIX - начале XX столетия во всем мире искали "нового человека", в России в том числе. Советский революционный авангард хотел создать "нового человека" с помощью кино. И здесь российский ракурс для нас особенно интересен.

Мы перевели увлекательный сценарий-утопию Козинцева и Трауберга "Женщина Эдисона", написанный в 1922 году. Искусственная электрическая женщина, изобретенная Эдисоном, не желает изменяться согласно законам капитализма и, находясь под влиянием газеты "Правда" (она не только электрочеловек, но и идеологизированный электрочеловек!), убегает в СССР и попадает в фантастический Петроград, где победила контрреволюция и всем заправляют поп, бюрократ и самогонщик. В городе нет света, кинотеатры не работают. Женщина Эдисона организует там восстание вещей против старого быта - прямо по Маяковскому. И в конце концов сама становится инструментом или частью гидростанции, которую строят под Петроградом. Замечательна сцена, когда, желая напугать бюрократию, попа и самогонщика, электрическая женщина превращается в птицу - как у Хичкока! Есть и послесловие-предостережение: вся контрреволюционная тройка продолжает жить в советской одежде.

После 1922 года образ искусственного человека исчезает из российского кино. "Последний" робот появится только в сценарном плане Эйзенштейна "Стеклянный дом". Герой, архитектор-конструктивист, убеждается в том, что авангард не освободил человека для разумного существования, что инстинкты способны победить разум. Сам архитектор также оказывается роботом и уничтожает свое творение - проект "Стеклянный дом", затем чудесным образом сбрасывает маску робота и вновь становится человеком. Любопытно, что архитектор носит имя Старик (прозвище самого Эйзенштейна) - перед нами самокритичное произведение великого авангардиста, освобождающегося от авангардной утопии. Эйзенштейн и далее будет разрабатывать тему рационального и эмоционального, диалектику сознательного и подсознательного, понимая, что структуру человека нельзя изменить искусственным путем, как это предлагалось в немецком и американском экспрессионистских кино.

В нашей ретроспективе под названием "Искусственный человек" будут показаны различные явления описанного мною круга. Включена в нее и уникальная советская картина 1935 года под названием "Гибель сенсации" - совершенно неизвестный, пропущенный всеми российскими киноведами фильм Александра Андреевского, изобретателя стереокино. Я не нашел о ней ни одной строчки в историях советского кино и в прессе! Предлагаю посмотреть ее на показе на Потсдамер-плац! Кстати, это единственная экранизация фантастической повести Карела Чапека, правда, с несколько иными идейными акцентами - в фильме капиталисты хотят уничтожить "пролетарский вопрос" и заменить рабочих искусственными людьми, но пролетариям удается постичь секреты управления роботами и повернуть их против хозяев.

В кино соцстран происходило тогда нечто сходное. Чехословацкий режиссер Мартин Фрич работал над мотивом Голема и позже - в фильме "Пекарь императора" - показал робота, который предвидит появление атомных станций...

- Вы совсем погрузились в историю советского кино, читаете ее заново - не так ли? В российской печати проскользнули отзывы о вашей последней книге с трудно переводимым названием "Подрывающая камера" (Die subversive Kamera) - сборнике, посвященном документальному кино СССР и стран Восточной Европы в период "застоя"; также появилась в библиотеках и ваша статья "Сталинский Голливуд" о фильмах Григория Александрова. Каковы же ваши следующие проекты?

- Пока назову лишь один: с моей коллегой Клаудией Дильман мы разработали проект нового кинофестиваля стран Центральной и Восточной Европы в Висбадене. Открытие намечено на весну 2001 года. Он задуман как фестиваль нового типа - фестиваль-симпозиум, где кино будет представлено в широком культурном контексте.

- Вернемся к "Берлинале". Скажите, не начнет ли диктовать новое пространство фестиваля, его масштабы, размах, технический "сверхмодернизм" новую стратегию? Не уклонится ли фестивальная программа в сторону зрелища? Не утратит ли "Берлинале" своей серьезности и вместе с тем демократичности?

- Старт "Берлинале", мне кажется, ясно показывает его приоритеты. Достаточно учесть, что президентом Большого жюри в этом году будет Гонг Ли, знаменитая китайская актриса, а это очень специфический акцент нового века. Мы остаемся верными своим традициям. Также в жюри - золотой призер "Берлинале-98" постановщик "Центрального вокзала" Вальтер Саллес из Бразилии и Анджей Вайда. Именно поэтому мы показываем его последнюю картину "Пан Тадеуш" по Адаму Мицкевичу вне конкурса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
616
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
663
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
1676
Россия займется поставками "новой нефти"

Россия займется поставками "новой нефти"

Анастасия Башкатова

Минцифры и бизнес могут инициировать создание биржи синтетических данных на уровне БРИКС

0
2466

Другие новости