Самый эротичный детектив Николаев (Михаил Пореченков). |
НТВ позаботилось о своих зрителях с особым пристрастием, заловив в сетку вещания целых два отечественных детективных сериала. Воскресные "Улицы разбитых фонарей-II" подменяет в будни "Агент национальной безопасности". Опять нечесаные, небритые и все-таки невыразительные лица работников милиции и правонарушителей. Опять всеобщее неумение быстро "врубаться" в ситуацию и демонстративная нерасторопность всего подвижного состава. Опять назойливая атмосфера обыденности и равнодушия к происходящему, перемежаемая вялыми истериками начальства. В общем, все, как в "Ментах", и продюсер тот же - Александр Капица. Видимо, он полагает, что нащупал удачный коммерческий ход, раз во втором проекте придерживается тех же правил игры, что и в первом. Конечно, хочется верить, что такие фильмы пользуются спросом просто в отсутствие конкуренции на поле отечественных детективов. Потому что как увлекательные криминальные сериалы они не выдерживают никакой критики, но и драматичную правду жизни демонстрируют тоже слабовато.
"Агент национальной безопасности". Это интернациональное звание применительно к нашему сериалу звучит иронично, поскольку ни на какого агента никакой безопасности герой Михаила Пореченкова не тянет и даже не претендует. Дело тут не в отсутствии железной хватки супермена, а в полнейшей апатии героя как личности. Собственное дело для него не страсть, не миссия и не хобби, а так, ни то ни се. Вслед за командой "Ментов" агент Николаев изо всех сил делает вид, что занимается сыском и розыском исключительно случайно, потому что так повернулось и сложилось. Никаких внятных сверхзадач у агента не просматривается - ни отстаивания профессиональной чести, ни элементарного любопытства, ни личной мести, ни жажды справедливости. Самоощущение мелкой сошки, которая делает всем мелкие одолжения, даже когда рискует головой или когда проявляет личную инициативу, буквально читается во всех взглядах и интонациях. Герой ведет себя как рядовой шалопай эпохи советского застоя, который ни за что не отвечает и ничем особо не интересуется еще и потому, что большой интерес к окружающей реальности как-то не моден.
Но, видимо, создатели сериала (в частности, сценаристы Владимир Вардунас, Игорь Агеев и художественный руководитель проекта Дмитрий Светозаров) дорожат и бравируют разгильдяйством агента как фирменной национальной маркой. Поскольку сами вольно или невольно воспроизводят почерк своего героя. Финалы серий выказывают полнейшее равнодушие к подоплеке сюжетов и упорно не снисходят до превращения тайного в явное, без чего детектив невозможно счесть удавшимся. Кто же именно разрабатывал планы тотальной психотропной атаки на общество? Какая связь между гениальным компьютерным вором Петей и человеком, убитым во время попытки вынести из финского банка несколько сотен тысяч долларов? И какие такие высокопоставленные преступники пытались убить самого Петю? Что за организация похищала сына кандидата в депутаты? Есть предлог для какого-нибудь сумбурного расследования - и на том спасибо.
Конечно, можно возразить, что это особый "Russian" криминал, где весь смак не в результатах действия, а в деталях и колорите. Но тогда недостает соответствующих крутых подробностей. Например, жаль, что не показали процесса извлечения изящной девушкой Сашей (Анна Геллер) нашего агента из канализационного люка. Монтажная невнятица и полное забвение логики не позволяют складно снимать кино, чтобы формальные мотивации событий и эффектные сцены смотрелись органично. Все кажется надуманным. Непонятно, как девушка-убийца, спасаясь от погони, умудрилась найти в больнице палату, где якобы лежал недобитый шофер, свидетель и жертва похищения ребенка. И зачем нейтрализовывать вызванных бандитами проституток, устраивая сложное переодевание бородатого мужика в "девушку для массажа", если есть настоящая привлекательная девушка, готовая действовать на стороне героя? Да и вообще вынудить людей открыть входную дверь можно менее трудоемкими способами┘
Впрочем, претензий к логике не возникало бы (по крайней мере в таких количествах!), если бы созданный на экране мир вызывал симпатию и интерес. Но он рождает скорее неприятие, несмотря на наличие традиционных детективных приемов и мотивов, которые воспринимаются в иных случаях с воодушевлением. Но здесь классический мордобой вызывает отвращение. А плейбойские замашки героя выглядят примитивной вульгарностью и "животностью". Наверно, секрет криминального жанра заключается в том, что сначала он выводит героев и нас за пределы обыденного восприятия жизни, а потом уже демонстрирует свободу этого опасного, но зато интересного мира. Сначала герои становятся настоящими Агентами и Детективами и в силу этого обретают особые права и свободы на пренебрежение законодательством и правилами морали. В нашем же "Агенте национальной безопасности" все наоборот. В результате маловпечатляющим и малоувлекательным правонарушениям соответствует стиль жизни агента - без вдохновения, с некрасивыми драками и убогой свободной любовью. Показательно, что самым обаятельным персонажем сериала пока остается муж подруги Николаева, интеллигентный очкарик Серега (Иван Шведов), копающийся в каких-то лабораториях и готовый на все - и терпеть любовника жены, и чай пить втроем, и по мере сил участвовать в работе следствия. В нарисованной жизни любопытство и сочувствие вызывают не те, кто называется агентом, а самые обыкновенные недотепы и маргиналы. Быть может, это и закономерно в обществе, где к преступлению перестали относиться как к событию из ряда вон выходящему, а к действию профессионала - как к существенному разумному вмешательству в стихию событий. В результате чего происходит вырождение жанра - детектив превращается в чернуху. И как только это случается, меркнет разница между героем-агентом, остальными его напарниками, начальниками, просто знакомыми, бандитами, удачливыми и несчастными, и, наконец, жертвами преступлений. Все они - просто разные краски на общей палитре дикой жизни. Можно только сожалеть, что "краски" эти недостаточно яркие.