Открытие выставки Федора Федоровского. Речь Владимира Васильева. Фото Алексея Бражникова |
МУЗЕЙ Большого театра за многие годы своего существования накопил много раритетов из истории русского музыкального театра. Время от времени из хранилища широким жестом извлекают толику сокровищ и экспонируют в Белом театральном фойе. Нынешняя выставка посвящена основателю музея - театральному художнику Федору Федоровскому (1883-1955), главному художнику ГАБТа, классику советской сценографии 20-50-х годов.
Народный художник СССР. Действительный член и вице-президент Академии художеств. Неоднократный лауреат Госпремий. Создатель декораций, которые сам Федоровский называл "зрелищем пышным и богатым", а искусствоведы - воплощением "идеи национальной мощи, могущества и несокрушимости как категорий обобщенного значения". Именно этими качествами Федоровский пришелся ко двору своей эпохе. Впрочем, начинал он в ином русле: сын железнодорожника, он окончил Строгановское училище в Москве и работал в Частной опере Зимина, а потом был ненадолго приглашен Дягилевым в его антрепризу.
Работы этого периода на ГАБТовской выставке не представлены. (Кстати, как и эскизы к балетам Горского, хотя художник много с ним сотрудничал; как и агитационно-аллегорические опыты Федоровского в представлении "Героическое действо"). Показана исключительно опера, некоторые примеры творчества из 27 спектаклей, которые художник оформил в ГАБТе. С упором на оперу русскую, где, как считается, Федоровскому не было равных в передаче ощущения монументальности и масштабности действия (некоторые специалисты считают, что там не обошлось и без помпезности и гипертрофированной зрелищности, иногда заслонявшей собою остальные компоненты оперы). "Псковитянка", "Золотой Петушок", "Русалка", "Князь Игорь", "Тихий Дон". Знаменитая "Коронация" из "Бориса Годунова". "Хованщина" - эскизы созданы в особых условиях: в сталинское время Федоровского - даже его! - не пускали во внутренние помещения Московского Кремля, наглухо закрытого для посещения. Другие кремли, соборы, дворцы, терема, палаты, монастыри, срубы и башни. Композиции из архитектурных объемов, торжество так называемого "живописно-объемного метода", с помощью которого сцена у Федоровского становилась как бы конкретным местом конкретного государства в конкретное историческое время, но с замахом на героику и эпическую величественность происходящего. И подводное царство в "Садко".
Понять, каким был Федоровский до эпохи социалистического реализма, можно по самым ранним экспонируемым эскизам: это декорации к "Кармен" (1922). Здесь схвачено то экзотически-пряное чувство, которое русский человек вкладывает в понятие "Испания". Красочное буйство Федоровского-колориста, мощный художественный темперамент. Его дар еще не приглушен рамками требований более позднего времени. Еще можно, не заботясь о "достоверности" и "народности", бросить на холст теплые красные пятна и по-испански броско оттенить их черным, в котором едва просматриваются фигуры и лица.
...Кто не попадет на выставку, пусть не расстраивается: в оформлении Федоровского на сцене Большого по сей день идут "Борис Годунов" и "Царская невеста". Даже на балете вы можете оценить его искусство: золотой занавес ГАБТа - с серпами и молотами - выполнен по эскизам мастера. Да и многие другие, не Федоровским оформленные постановки ГАБТа об этом художнике сильно напоминают. Совершенно справедливо сказал Владимир Васильев на открытии выставки: Федор Федорович Федоровский "определил путь, по которому мы до сих пор идем".