0
1687
Газета Культура Интернет-версия

01.02.2000 00:00:00

Девушка спешит на свидание

Тэги: Лола, кино, фильм


К ЧЕМУ лукавить, "Беги, Лола, беги!" - кино не мое, хотя я и отдаю должное мастерству режиссера, - неспроста этот немецкий хит претендует на "Оскара" в номинации "лучший иностранный фильм". Несложно понять, почему эта лента собрала ворох международных наград, у себя на родине стала кассовым чемпионом и - что еще круче - культовой картиной молодежи. В ней есть "примочки", необходимые и достаточные, чтобы молодежная тусовка узнала в "Лоле" себя и приняла фильм как поколенческий. Однако это вовсе не тот случай, когда режиссер простодушно самовыражается в рамках молодежной субкультуры и попадает пальцем в небо, нечаянно ответив на социальные ожидания. Напротив, фильм являет пример тщательного расчета, превращенного в поэтический прием. В картине Тома Тиквера есть поле для эстетического анализа и даже для рефлексии. В ней все не то что бы просто, а очень просто, концептуально просто. Как в клипе, название которого одновременно становится слоганом: "Беги, Лола, беги!"

Значит, так: Лоле звонит ее бойфренд Манни. Он в истерике - забыл в метро пакет с большой суммой денег, пакет исчез, а ровно через двадцать минут у него встреча с боссом, который ждет этих денег. Если Манни не достанет денег, босс его убьет. Это однозначно. "Лола, спаси меня!" И Лола бросается на помощь. Еще не зная, где и как раздобыть 100 тысяч марок, она пулей вылетает из дома и мчится по городским улицам навстречу Манни. В запасе у нее двадцать минут┘ Пересказ, даже самый лапидарный, отстает от бешеного ритма картины, ритма, в котором нет ни единой паузы, чтобы перевести дух. Как в компьютерной игре, на экране в сумасшедшем темпе раскручиваются три версии развития событий. Первая закончится гибелью героини. Лола получит полицейскую пулю во время операции захвата - после того как они с Манни грабанут кассу в ближайшем супермаркете. Во второй версии проигрывается вариант с гибелью Манни - он попадет под колеса "скорой" на глазах у Лолы, застывшей с мешком денег в руках: действуя как опытная террористка, она сумела проникнуть в сейфы банка, где служит ее отец. Третья версия - happy end. Оба живы-здоровы, все o"key. Лоле повезло, она выиграла бешеные деньги в казино, забежав туда по дороге от полного отчаяния. Но сказочно повезло и Манни - он увидел в толпе того самого бомжа, что уволок его сумку с деньгами из метро, догнал его и вернул свое.

Вот тут и настал момент истины, из-за чего мне захотелось написать про фильм, который вроде бы отменяет мою (традиционную) культуру и тем самым меня как ее продукт. Брутальный Манни (Морис Блейбтро) взглянул на свою девушку с высоты своего роста, не заметив даже, что в руках у нее - увесистый мешок, спросил участливо: "Ты что, бежала?" И - такой заботливый - нежно снял с ее лба какую-то соринку. Будто не он всего двадцать минут назад почти рыдал в трубку. Будто не он капризно обвинял Лолу, что все случилось из-за того, что она опоздала на свидание.

Лола онемела и молча пошла за ним. Маленькая, крепко сбитая, спортивная. Любовь зла.

Вот и вся история, ничего особенного. Но как все-таки объяснить повальный успех ленты, чей box-office уже в семь раз превысил ее бюджет? Секрет - в языке, на котором режиссер общается со зрителем. Это своего рода визуальное арго, молодежная "феня" - суперсовременный синтетический язык клипа, анимации, телевидения. Триллера, комикса, экшн. Вся прелесть, однако, в том, что фильм "мужского действия" здесь тонко подменен фильмом женского действия, пусть такого и нет в табеле киножанров. И картина, построенная на экспрессивных жанровых приемах, насквозь условная и без претензий на "правду жизни", именно ее, "правду жизни", вдруг и обнажает в финале. Который вроде бы happy end, с одной стороны, а с другой ┘ Просто надо видеть лицо Лолы, лицо актрисы Франки Потенте, в тот момент, когда Манни, снова сильный и снова мужественный после той телефонной истерики, одним взглядом ставит ее на место. На женское место, заведомо определенное вовсе не им, Манни, а всем ходом истории. Но дело даже не в феминистском акценте, возможно, случайном. Дело в том, что этот побочный эффект ретроспективно выворачивает наизнанку весь сюжет и даже обнаруживает в нем метафизическое пространство. И тогда совсем иначе читается почти безумный бег героини навстречу любимому, детально показанный в фильме. Это уже не самоцельный монтаж аттракционов, это экзистенция, визуальная формула состояния, пограничного между жизнью и гибелью. Бешеная энергетика любви, благодаря которой Лола наложением рук реанимирует жертву ДТП и выигрывает в рулетку необходимую сумму, резко гасится небрежным полувопросом Манни, уже уладившим свои важные мужские дела: ты что, бежала? Все вернулось на круги своя: ему - сила, ей - слабость.

Образ Лолы и образ явленной на экране любви, в показе которой, представьте, нет ни эротики, ни секса, а только лишь женское самопожертвование, психологизируется за кадром. Все эти смыслы "вчитываются" в картину после просмотра. Броские визуальные эффекты быстро блекнут, выцветают. Остается девушка в короткой маечке, модно оголяющей талию. Сломя голову девушка спешит на свидание, совершая по дороге подвиг любви. Напрасная жертва! Но не последняя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2098
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1353
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1006
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1320

Другие новости