Пианист Владимир Крайнев. Фото ИТАР-ТАСС |
АНШЛАГИ на концертах цикла "Владимир Крайнев приглашает", похоже, становятся хорошей традицией. Как и раньше, маэстро вновь приурочил свою программу к памятной дате. Точнее, сразу к двум.
В наступившем году исполняется 230 лет со дня рождения Бетховена и 160 лет как родился Чайковский. В сопровождении симфонического оркестра Московской филармонии (дирижер Владимир Сиренко) Крайнев исполнил подряд два фортепианных концерта. Абсолютно разные, разделенные исторической дистанцией Пятый концерт Бетховена и Первый Чайковского вдруг оказались связанными одной нитью.
Начало и конец этой нити - обозначение начала и конца целой эпохи. Последний из венских классиков, Бетховен создал свой Пятый концерт на заре музыкального романтизма. Его концерт весь устремлен вперед, в отдельных моментах партитура звучит пророчеством будущих свершений Шуберта, Шумана, Листа и Брамса. Первый концерт Чайковского - кульминация романтической традиции на русской почве; взлет и растворение этой традиции в фортепианных концертах Рахманинова сопровождаются настойчивой поступью ХХ века. Гигантская арка от начала к концу XIX столетия символизирует единство и закономерность культурного процесса.
Сочинения Бетховена и Чайковского сближает симфоническая концепция. "Человек общественный" - так определяется идея последней части симфонического цикла. Музыкальный призыв Бетховена к единению и братству находит свое продолжение у Чайковского. Как известно, финал его Первого концерта основан на фольклорной теме и назван композитором "хождением в народ".
Блестяще продуманная драматургия выступления Владимира Крайнева характеризует яркую и неординарную личность исполнителя. Получив пианистическое воспитание у Генриха Нейгауза, Крайнев без тени сомнения передает в наследство молодому поколению пианистов (а это стипендиаты его фонда) свое потрясающее мастерство и бесценный опыт.