0
629
Газета Культура Интернет-версия

27.01.2000 00:00:00

Снежная королева

Тэги: Бородина


Ольга Бородина и Юрий Башмет.
Фото ИТАР-ТАСС

МОСКВА ждала ее приезда два года - первый и последний раз Бородина пела в столице в октябре 1997 года, и с тех пор ее московские поклонники довольствовались лишь рассказами очевидцев. Издалека доносились отзвуки ее американских триумфов (последний - Амнерис в "Метрополитен-опера", сыгранная совершенно необычно, мягко и женственно) и редких петербургских выступлений. Теперь, привлеченная Юрием Башметом в качестве очередного лауреата премии Шостаковича (и обладателя 25 000 долларов), Ольга Бородина появилась в ее новом для москвичей социальном статусе - мировой оперной звезды, эксклюзивного артиста Philips Classics, фаворитки нью-йоркской "Mет". Прилетела певица, кстати, из Милана, где поет на сцене La Scala, и в час, когда вы читаете эти строки, она уже снова там.

Программа ее выступления не была известна до последнего момента, а безликая формулировка "арии и романсы русских, советских и зарубежных композиторов" не говорила ни о чем - можно было ожидать и стандартный набор известных мелодий, и что-либо более редкое и изысканное. Известен был только десерт - ария Далилы из "Самсона и Далилы" Сен-Санса, визитная карточка певицы. Ольга Бородина выбрала золотую середину между известным и неизвестным, избрав сочинения с испанским привкусом - "Испанские песни" Шостаковича, два романса Мануэля де Фальи, "Сегедилью" Кармен, а напоследок арию из "Адриенны Лекуврер" Чилеа и арию Далилы Сен-Санса (нет, не третью, коронную, припасенную для финала, а вторую). Такой расклад идеально соответствует голосу - от акварельных зарисовок Шостаковича (созданных по следам Вольфа, Дебюсси и меньше всего похожих на самого Шостаковича) до масштабных оперных излияний.

Вечер не был наполнен атмосферой радости, и не по вине Ольги Бородиной. Премия Шостаковича, относящаяся к разряду элитных концертов, вызывает к жизни все симптомы последних - мелодичный треск мобильных телефонов, показную роскошь и, конечно, свою главную "изюминку" - церемонию награждения. Ныне "вручантом" работал Олег Табаков, сменив на этом посту Никиту Михалкова, - глава "Табакерки" не смог не ошибиться, перечисляя предыдущих лауреатов премии и назвав скрипача Кремера ГИдоном - с ударением на первом слоге. Невольно вспоминался тот романсовый вечер Бородиной, без пафоса и официоза.

Тому октябрьскому концерту двухгодичной давности, с Чайковским и Мусоргским, было суждено стать оппонентом этого и для поклонников певицы - прежняя Бородина словно спорила с нынешней. Сейчас ее голос звучит очень по-европейски, более филигранно, чем тогда; ювелирно проработан каждый пассаж, а тишайшее пиано слышно на галерке. Остались глубокие матовые обертоны и прекрасная дикция, особенно важная в камерном репертуаре. В "Испанских песнях" певица аккуратно соблюдает законы жанра, несколько сдерживая свою оперную натуру. Может показаться, что в "Мавританской шали" де Фальи голос чуть-чуть тяжеловат, не успевает за извилистыми виражами мелодии, - впрочем, это дело вкуса. Приобретенный же европейский лоск удивительно элегантен и эффектен, обезоруживая своим качеством.

Бросается в глаза и другая приобретенная черта - эмоциональная скупость, лаконичность кульминаций, иногда намеренное их сглаживание. Особенно это чувствуется в оперных ариях - при всем техническом совершенстве исполнения чувства никогда не "зашкаливают" и эмоциональная линия остается на стандартном среднем уровне с минимальными взлетами и падениями. Ситуация была усугублена пианистом Дмитрием Ефимовым - грамотным иллюстратором, по-таперски играющим все ноты и не проявляющим ни малейшего желания вступить с певицей в какой-то диалог. Бородина до конца отделения сохраняла свое королевское достоинство и величаво удалилась до финальной развязки, отказавшись разговаривать с журналистами в антракте.

Русская антитеза к европейскому тону, заданному певицей, получилась слишком резкой. "Наша" часть программы открылась опусом Романа Леденева "Метаморфозы темы Баха". Призванные выполнить роль интермеццо 25-минутные "Метаморфозы" порядком утомили присутствующих - блеклый букет неоклассических приемов с цитатами и аллюзиями, в котором тема Баха - лишь повод для сочинения, оказался удивительно не к месту, несмотря на качественное исполнение "Солистов Москвы" и Юрия Башмета. После взбалмошных Прелюдии и скерцо Шостаковича наступило время для Ольги Бородиной и ее звездной арии Далилы, пусть и с камерным оркестром в ремесленной аранжировке Александра Чайковского. Державшая публику "на голодном пайке" по части откровений, в финале певица превзошла все ожидания, захлестнув зал мощным потоком неевропейских страстей. Семь-десять минут полного катарсиса - вполне достаточно для нас, готовых ждать повторного приезда Ольги Бородиной еще года два.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
1262
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
1069
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
981
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
1305

Другие новости