Триумфатор Борис Эйфман. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
ЭТОТ детский спектакль - единственный "несерьезный" балет в программе проходящих в Большом театре гастролей Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана, отголосок его былых увлечений танцевальными комедиями. "Пиноккио" прошел сейчас в окружении философических опусов: до него были показаны "Реквием" и "Мой Иерусалим" ("НГ" 27.05.98), после - "Карамазовы" ("НГ" 25.03.97), сегодня -заключительный спектакль гастролей - "Красная Жизель" ("НГ" 14.10.97). В таком контексте сказочный балет десятилетней давности воспринимается как репетиция последующих высокопарных драм, к которым Эйфман перешел в последние годы. Спектакль не только возвращает привычного советским детям Буратино на его историческую родину, к первообразу Пиноккио, но и адресуется к взрослым, сопровождающим отпрысков в театр. Поставить просто волшебную сказку Эйфману не очень интересно. Интереснее осмыслить ее как политическую сатиру и одновременно - утопию.
Согласно либретто "люди, сами того не замечая, становятся марионетками" или превращаются в "воинствующих ослов", потому что им промыл мозги злой Карабас-кукловод (Александр Рачинский), "мечтающий превратить мир в огромный театр и стать в нем режиссером-диктатором". Победа добра гарантируется по законам сказки и в результате консенсуса: активности самих низов, т.е. Пиноккио (Алмаз Шамыралиев) с друзьями, и встречной доброй воли представителей верхов (Фея с волшебной палочкой, похожая в своем белом тюнике на подобревшую Мирту-виллису из "Жизели" - Вера Арбзова).
Разумеется, дети всего этого знать не знают, а просто радуются довольно запутанным приключениям деревянной куклы, превращающейся после совершения доброго поступка в живого мальчишку. Балет до предела насыщен и перенасыщен событиями, стандартность его хореографического языка хорошо закамуфлирована темпераментом действия. Музыка взята из оперетт и опер Оффенбаха (в обработке Тимура Когана). Под баркаролу из "Сказок Гофмана", на фоне пряничных домиков декораций (художник - Вячеслав Окунев) добрая героиня обязательно исполнит наглядно возвышенный арабеск и большой прыжок на шпагат в некую даль, а негодяй станцует гротескно-характерные па в три погибели. Кордебалет похож на физкультпарад: построения рядами, ритмическая ходьба и любимый комедийный прием Эйфмана - ползание "паровозиком". Свита Карабаса вылетает из-за его плаща, точь-в-точь как свита Ротбарта в давнишнем "Лебедином озере" Владимира Бурмейстера, что идет на сцене Московского музыкального театра. Лиса Алиса (Агата Смородина) с котом Базилио (Александр Мелькаев) в буквальном смысле попирают "Азбуку" Пиноккио ногами и учат его не стремиться к знанию, а предаваться "ничегонеделанию" - каждодневному занятию в полдень в странах с жарким климатом. В подводном царстве плавают рыбы, на берегу размахивают хлыстами пираты, персонажи комедии дель арте - узники Карабасова театра - покачиваются на нитках, наглядно демонстрируя свою подневольность. Пиноккио сжигают на костре (с последующей демонстрацией обгорелой головешки). Зрительный зал вовлекается в действие, когда, к восторгу детей, герои балета гоняются друг за другом по партеру. В финале сусальный Голубь (Сергей Басалаев), подручный Феи, помогает Пиноккио стать человеком (и тут же присоединиться к потоку расхожей классики), а остальным - обрести покой и волю. Досадная помеха, когда ближе к концу на сцену упал плохо закрепленный занавес-задник, не помешала финальному общему танцу, в котором перевоспитавшиеся или примкнувшие к сильнейшему плохие персонажи плясали в полном согласии с представителями победившего добра.
Спектакль Эйфмана выигрывает при сравнении его с большинством детских балетов из прошлого и настоящего репертуара ГАБТа: он слаженнее, динамичнее и режиссерски изобретательнее какой-нибудь "Белоснежки" или недавнего "Конька-Горбунка", пожалуй, опережает "Чиполлино", но абсолютно проигрывает "Щелкунчику".
...В перерыве между спектаклями Борис Эйфман и Владимир Васильев дали пресс-конференцию. Эйфман опроверг слухи о том, что может вместе с труппой насовсем уехать из России: у коллектива расписаны гастроли за рубежом, но нет репертуарного плана выступлений на родине, поскольку в Петербурге не решается проблема с помещением для театра. Балет Эйфмана вынужден кочевать с одной арендуемой площадки на другую, имея сомнительный выбор: или выступать на ужасающих в техническом отношении сценах питерских домов культуры, или ждать милости от Александринского театра, периодически предоставляющего Эйфману свою сцену. Московские выступления расценены как "финансовый успех", поскольку, по словам Владимира Васильева, "проданы билеты", при этом ГАБТ взял на себя все расходы по организации гастролей. Васильев напомнил журналистам, что Эйфман - его любимый хореограф, потому что в его "очень русской хореографии всегда есть определенный смысл". Следующей премьерой Большого театра будет балет Бориса Эйфмана: он переносит в Москву (с небольшими изменениями) свой спектакль об императоре Павле Первом "Русский Гамлет"