Все роли Ольги Дроздовой - о любви. Кадр из фестивального фильма |
ЗИМНЯЯ пора не способствует зрительской активности: поклонников любовных киноисторий - считанные единицы. И даже развешанные в метро рекламные плакаты с завлекательным слоганом о самых скандальных любовных фильмах, которые можно посмотреть на фестивале, оставляют безучастными наших равнодушных или пресыщенных зрителей. В этом году впервые на "Ликах любви" проводится конкурс, в котором 14 картин соревнуются за право получить приз. Международное жюри возглавила польская актриса Беата Тышкевич. Призы вручались и раньше, был Гран-при и специальный приз, актеры награждались за лучшую мужскую и женскую роли. Конкретная и фривольная прежде формулировка одного из призов - "Лучший экранный поцелуй" на сей раз отредактирована в более универсальную, традиционную и неуязвимую - "Лучший романтический дуэт" - в соответствии со строгой идеологией фестиваля, отличающейся здоровым консерватизмом.
Ни в конкурсе, ни в специальных тематических программах нет российских картин. Однако "русский след" в представленном на фестивале европейском кино все же изрядно заметен. Европейские кинематографисты показали русской женщине ее место в кино. Место это - бордель, соответственно роль, на которую она способна сегодня, - быть непритязательной проституткой, не имеющей возможности отплатить за унижения. Подобный взгляд на судьбу попавшей за границу постсоветской гражданки в зарубежном кино настолько привычен и предсказуем, что вполне сойдет за кинематографический шаблон, сформировавшийся в последнее время не без активного участия в этом нашей безрадостной действительности.
В фильме венгерского режиссера Марты Месарош "Дочери счастья" молодая русская учительница Наташа (Ольга Дроздова) в поисках лучшей жизни отправляется вместе с дочерью на заработки в Варшаву. Поначалу она пытается заняться челночным бизнесом, но дела идут кое-как, больших денег они не приносят, надежды на быстрое богатство не оправдываются. Понятно, что у Наташи есть только один путь к перемене участи, и она, недолго сомневаясь и стыдясь, становится, известное дело, женщиной легкого поведения. Овладев нехитрым ремеслом, учительница вскоре становится самой шикарной валютной проституткой Варшавы.
Сходная ситуация у героев греческого фильма режиссера Константиноса Гианнариса "С городской окраины", выдвинутого на "Оскар" в номинации "Лучший зарубежный фильм". Молодые ребята, приехавшие в Грецию из Казахстана, от безысходности тоже становятся наркоманами и проститутками. Это единственный выход, который предпочтительнее затянувшегося прозябания в чужой стране, унылой работы на стройплощадке и бесконечных, нудных упреков благовоспитанных родителей. И в этой картине, герои которой отменно владеют русским матом, есть русская девушка по имени Наташа, вынужденная зарабатывать на жизнь древнейшей профессией. Сверкающие огни большого города достижимы лишь тогда, когда человек познает неотвратимость судьбы через отказ от старой нравственности и собственных принципов. Похоже, этот незавидный жизненный итог уготован многим чужакам, оказавшимся в цивилизованном мире в поисках лучшей жизни. Точно так же складывается она и у героини венгерской картины Андраша Шаламона "Близко к любви". В этом фильме прелестная китаянка (нет разницы в том, русская девушка или китаянка) терпит унижения в Будапеште вместе с влюбившимся в нее молодым венгерским полицейским. Правда, в отличие от фильмов Марты Месарош и Константиноса Гианнариса эта история, не избежавшая социального шаблона, заканчивается счастливым эпизодом рождения китайского ребенка.