Кураж сопутствует героям спектакля только на рекламном плакате. |
НАДЕЖДА ПТУШКИНА - модный драматург. Ею написано очень много пьес, и, кажется, все уже поставлены. Ее новую пьесу "Плачу вперед" только-только успели показать московской публике, как из Петербурга пришла радостная весть: та же пьеса стала сценарием фильма. Московский спектакль поставил Геннадий Тулес. В самой первой и самой знаменитой версии спектакля Иосифа Райхельгауза "А чой-то ты во фраке?" Тулес выходил как дирижер небольшого оркестра, но главное - он был музыкальным руководителем спектакля, в котором вполне драматические артисты - Любовь Полищук, Альберт Филозов и Алексей Петренко - запели, как оперные певцы (почти как). (Алексей Петренко так увлекся вокальным творчеством, что никак не может теперь вернуться на драматическую сцену.) Потом Тулес работал над музыкальным спектаклем по песням Сергея Никитина "По поводу обещанного масла...", который до сих пор идет в театре "Школа современной пьесы". Потом он из этого театра ушел и организовал свой, в котором поставил полудраматическое-полуоперное сочинение Моцарта "Директор театра", в котором занял уже наученного им петь Альберта Филозова и тогда делавшего в опере первые шаги Евгения Герчакова...
Фильм по пьесе Птушкиной снял режиссер Виктор Титов, за плечами которого еще больший художественный опыт. Он - режиссер всенародно любимого фильма "Здравствуйте, я ваша тетя!", телесериала "Открытая книга" по роману Каверина и еще большего сериала "Жизнь Клима Самгина" по Максиму Горькому. Поскольку среди четырех действующих лиц пьесы Птушкиной двое - близкие родственники, а именно муж и жена, то и Титов позвал играть главные роли Михаила Боярского и его жену, которая - тоже актриса (у Птушкиной эти герои - артисты). Приглашение Боярского оправдано сюжетом, главный герой которого - из тех, за которыми вьется хвост юных поклонниц.
В общем, все, что нам было известно о фильме, который выйдет на экраны через несколько месяцев, мы уже рассказали. Дальнейший рассказ будет касаться только спектакля (в программке он обозначен как совместное детище театра "Амфион" и "Независимой антрепризы"). Роль любимца публики Михаила Александровича Распятова (ту, которую в фильме играет Боярский) в спектакле отдана Альберту Филозову. Филозова любят, и потому с этим приглашением можно согласиться. Его супругу, актрису, играет Елена Сафонова. В оставшихся двух ролях - Татьяна Кравченко и Ольга Мугрычева. Мугрычева играет заводную молодую артистку, к которой, как оказывается, собирается уходить от жены постаревший Распятов, но которая никак не может разобраться в собственных чувствах - не знает, чего ей больше хочется (в щедринском смысле: не то конституции, не то севрюжины с хреном). У Кравченко - более любопытная партия. Можно сказать, феерическая.
Ее Олимпиада Николаевна Сидорова - спонсор. Она оплатила последний спектакль, в котором заняты Распятов и Аметистова (жена Распятова). И теперь, когда премьера сыграна, она оглашает свои "мефистофельские" условия: предлагает Распятову уйти от жены и стать ее мужем сроком на один год. И платит за это один миллион долларов. Причем чек готова выписать, не уходя со сцены. Смысла нет описывать дальнейшую словесную суету.
Дополнительные сведения: жанр спектакля - комедия. Продолжительность - два часа десять минут (с одним антрактом). Играют все, кроме молодой заводной актрисы, как-то скованно и, кажется, чувствуя некоторую неловкость. Все-таки даже самая несусветная глупость должна иметь хоть какие-то сценические обоснования. Сыграть анекдотический сюжет как реальный, напирая на правду чувств и бытоподобие, лишь слегка шаржируя то и другое, не удается.
Наверное, о спектакле и не стоило писать так подробно, если бы не один внутритеатральный сюжет. Как известно, Альберт Филозов, как и Геннадий Тулес, работал в театре "Школа современной пьесы". Где вместе с Любовью Полищук много лет играл спектакль "Пришел мужчина к женщине". Потом и Полищук, и Филозов ушли из театра. Сначала - она, через некоторое время - и он. Вроде бы оба устали играть в старой пьесе Семена Злотникова.
Что же случилось дальше? Полищук с помпой вернулась в "Эрмитаж". Михаил Левитин гордо говорил о возвращении любимой актрисы, строил планы и даже специально для нее поставил "Зойкину квартиру". Но очень скоро она ушла и от него. И появилась в антрепризном спектакле по пьесе молодого драматурга Натальи Демчик. И что же? Она играет там ту самую женщину, которая так "приелась" ей в старой, видавшей виды пьесе Семена Злотникова. Только хуже и грубее. Полищук и так-то редко когда удавалось уйти от той эстрадности, которую имеют в виду, когда хотят сказать о недостатках жанра. Но здесь все худшие "достоинства" актрисы, кажется, будто специально собраны, чтобы показать преимущества "регулярного театра".
Филозов вскоре после ухода из театра, как было сказано выше, исполнил одну из главных партий в "Директоре театра" Моцарта. Большого успеха не было. Теперь вот играет в комедии Птушкиной "Плачу вперед". "Неужели мне не нравился Злотников?" - совершенно искренне спрашивал я сам себя, когда, как наблюдатель на теннисном корте, переводил взгляд от одного актера к другому, в зависимости от того, кто в этот момент "подавал реплику". Филозов играл ровно то, с чем так счастливо расстался, покинув стены "Школы современной пьесы": мужчину средних лет, нерешительного и, более того, крайне мнительного, но готового отважиться на самый смелый шаг... Он играл Мужчину из спектакля "Пришел мужчина к женщине". Те же самые жесты, те же вскрики в тех же эмоциональных "точках"... Только тоже хуже. И я бы сказал: разреженно, - как если бы тот рисунок ему пришлось растягивать, соединяя отдельные фрагменты вынужденными отточиями.
Возвращаясь к началу или, как говаривал Горбачев, итожа наговоренное. Они ушли, конечно, и затем, чтобы не играть "Пришел мужчина к женщине", любя друг друга и ценя друг в друге партнеров, а в итоге продолжают играть того же мужчину и ту же женщину в тех же примерно обстоятельствах, но - раздельно.
http://delo.open.ru