Александр Суворов. Не опоздай! 1991. |
НАКАНУНЕ Нового года в галерее "Дар" открылась выставка, возможно, самого наивного из наивных художников Александра Суворова. Всю жизнь он прожил в деревне у реки Волнушки, впадающей в Нерль. Не учился даже в Заочном народном университете искусств - многие наши примитивисты состоялись как художники благодаря терпению и такту педагогов ЗНУИ. Родился в 1913 году, в школу ходил одну зиму. После смерти матери подростка отдали в ученики к деревенскому сапожнику, а потом подвернулась работа на железной дороге: так и проработал до самой пенсии сцепщиком, стрелочником, кондуктором. Бывал и в Москве. Бродил по городу, заходил в Третьяковку. В 1985 году калязинская газета написала про деревенского самоучку, и с тех пор его стали выставлять. Сначала в Калязине, потом в Москве, потом на международном триеннале наивного искусства в Братиславе. С 1992-го в год две-три персональных выставки или участие в групповых организовывает галерея "Дар". К последней выставке под названием "Простые вещи" галерея выпустила первый каталог, до которого Александр Васильевич не дожил совсем немного - умер в октябре 1999-го.
Всего пять картин составили этот добротный, большого формата и хорошей полиграфии каталог и, соответственно, - выставку. Пять картин - по одной на стене и еще одна в проходе, да с десяток раскрашенных деревянных фигурок. Вот и все. Наивного искусства вообще много не бывает и быть не может, в отличие от всевозможных народных ремесел и промыслов: оно не имеет никакого, даже условного, бытового предназначения, не знает традиций. Чистое искусство.
Наивных художников так же мало, как праведников. Такая вот мысль приходит в голову, когда переходишь из галереи "Дар" в соседнюю, дверь в дверь, галерею Гельмана.
Ни в своих картинах, ни в жизни Александр Васильевич Суворов никак не обыгрывает имени великого полководца. Вот постоялый двор с уютным дымком из трубы. У коновязи лошади с санями, собачки. Лес - слева сосновый, справа еловый. Вот молодежь гуляет с гармонью мимо дома с нарядными красными ставнями. А у дома привязанный телок развалился на травке. Вот старые люди спешат к ранней службе помолиться Богу. Дом, куры и собачки, церковь и лес - это важно. А то, что, если смотреть с определенной точки, дом близко, а лес далеко, - неважно. И какие там мышцы под одеждой - неважно.
В идеальном, детском мире нет "момента", "настроения". Живописная техника Суворова сводится к нескольким элементарным полуремесленным приемам. Никакой воздушной перспективы, никакой анатомии. Так рисуют дети: только то, что интересно и важно. Статичны композиции, статичны позы людей, даже охотничья собака, догоняющая зайца на картине под названием "Не опоздай!", кажется, просто прилегла на снегу, вытянувшись вдоль нижнего края холста, а впереди точно в такой же позе распластался заяц. Эта собака никогда не догонит зайца, но и не опоздает: их бег длится вечно. Да и так ли уж важно, как именно они бегут, петляя и сшибая снег с елок, - важно, что они есть. Елки, домики с трубой, куры и козы при хозяйстве, люди с обыкновенными лицами. Весь этот простой и вечный мир, в котором очень хочется жить.