- МАРИЯ ЕВСЕЕВНА, в буклете, представляющем участников всех трех фестивалей, впечатляет перечень: Петр Фоменко и Валерий Фокин, Эймунтас Някрошюс и Римас Туманис, Роберт Стуруа и Резо Габриадзе, Лев Додин и Владимир Рецептер, Сергей Женовач и Григорий Козлов. Как вам удалось "заполучить" этих режиссеров?
- Когда мы только начинали (в 1994-м учредили фестиваль, нашли взаимопонимание и поддержку у администрации города и Министерства культуры), конечно, были огромные трудности. И местонахождение города, и отсутствие опыта проведения фестивалей. Но те, кто приехал на первый фестиваль, не пожалели об участии. Они встретили полные залы, радушный, благодарный прием, праздничную атмосферу - канун Рождества и Нового года. Так что во второй и третий разы получать положительные ответы об участии стало легче. В этот раз французы со спектаклем авиньонского фестиваля "Сид" Деклана Доннеллана приехали, чтобы выступить 25 и 26 декабря. Французские артисты, пожелав приехать на наш фестиваль, согласились встретить Рождество в Новосибирске.
- Есть ли у вас пристрастия в отборе, предпочтения фестиваля?
- Цель одна: привезти в Новосибирск лучшие спектакли страны, СНГ, мира, дающие представления о современном театре. В самом праздновании Рождества заложены идеи примирения и прощения, радости и надежды, и наш фестиваль объединяет театральное пространство в то время, когда оно разъединено политически.
- И все же ни один фестиваль не обходится без отбора...
- Два последних фестиваля мы делали с Лидией Пугачевой, с ней обговариваем имена, направления, афишу. Музыкальная программа всегда составляется под руководством генерального директора фестиваля, народного артиста СССР, профессора Арнольда Каца. Но жесткого отбора мы не делаем.
- Вы открывали "Рождественские встречи" в 1994 году, сейчас 1999-й. Что стало осуществлять сложнее, а что легче?
- Легче стало осуществлять идеи в результате приобретенного опыта. Но все сложнее проводить финансирование фестиваля. Здесь наша особая благодарность администрации Новосибирской области и Министерству культуры России, являющимся учредителями фестиваля. В этом году средства министерства мы получили в срок. Очень рады, что наши меценаты помогают фестивалю, - это факт их престижа.
- Только что в Новосибирске состоялся первый тур выборов губернатора. Их результаты неожиданны: прежний губернатор Виталий Муха не прошел во второй тур. Между тем именно он покровительствовал и вашему театру, и вашему фестивалю. Как его отставка отразится на жизни "Глобуса" и "Рождественских встреч"?
- Виталий Петрович Муха поддерживал не только нас, но и всю новосибирскую культуру: он построил новое здание для Театра кукол, многое сделал для ремонта театров оперы и балета, музыкальной комедии, поддерживал Русско-немецкий дом, престижные гастроли симфонического оркестра, телевизионный фестиваль "Сибирские самоцветы".
- Таким образом, театры попадают в глухую зависимость от симпатий местных властей. Их жизнь впрямую зависит от того, как пройдут выборы?
- Сейчас все театры попали в зависимость такого рода. Разве в Москве или Санкт-Петербурге театры не зависят от симпатий мэра? В столицах точно так же волнуются. Будет легче, когда правительство России разработает закон о меценатстве и примет закон о театре. Сначала мы не получали дотаций месяц, потом целый квартал. Перестали перечислять средства на выпуск спектаклей. Защищенной осталась только статья по заработной плате. В этой ситуации оказались равными все театры, включая столичные. Должна быть разработана политика государства в сфере культуры, в то время как сейчас есть только политики в отдельных регионах.
- Каково долевое участие спонсорских средств и государственных?
- 70% государственных средств (включая взаимозачеты) и 30% спонсорских. Впрочем, соотношение на каждом фестивале может незначительно колебаться: к примеру, 80% к 20%. Института спонсорства в России нет. Все делается из добрых отношений, старых связей. Мы пытаемся сделать спонсорство престижным: вручаем памятные благодарственные письма, подписанные известными актерами, режиссерами, памятные латунные адреса; способствуем рекламе спонсоров в СМИ. Однако дело за государством, которое должно разработать закон, который бы обеспечивал интерес частных фирм к благотворительности.
- Довольно часто нам кивают на меценатов в дореволюционной России, забывая, что то было поколение просвещенного купечества, поколение подлинно образованных людей. Дают ли современные спонсоры деньги просто из любви к искусству?
- Дают, повторяю, только из-за хорошего отношения, старых дружеских контактов, отчасти - из соображений престижа.
- Какой театр сложнее всего получить для участия в фестивале?
- Додина мы уговаривали четыре года. После того как он приехал, благодаря нашему упорству, то захотел провести здесь гастроли. Спектакль "Братья и сестры", убеждена, надо показывать прежде всего в российской провинции. Мне, например, было интересно наблюдать за своими детьми. Спектакль этот идет в два вечера, я решила не давить на них, мне было интересно, к какому решению они придут сами. И на второй вечер пошли сами: они той жизни не знают, но важно, что узнали.
Някрошюса тоже было непросто уговорить приехать, поскольку он со своими спектаклями разъезжает на Западе, но после гастролей в Новосибирске литовские актеры сказали нам: "Зачем мы все время ездим по заграницам! Здесь такой зритель!"
Евгения Колобова уговаривали два года. На первый фестиваль уговаривали приехать Константина Райкина. В этот раз он захотел приехать сам. Как-то он мне сказал: "Я только вхожу в "Глобус" и уже ноздрями чувствую, что здесь - театр".
Мы рады, что на третьем фестивале с успехом прошел "Квартет" театра "Сатирикон", грузинский "Гамлет", "Евгений Онегин" Колобова. В Новосибирске в рамках фестиваля состоялась премьера "Старосветской любви" Валерия Фокина (спектакль Антрепризы Воропаева) с Богданом Ступкой и Лией Ахеджаковой.
* * *
Особый разговор - новосибирский зритель. Впрочем, лучше Роберта Стуруа не скажешь - он, будучи участником первых "Рождественских встреч", оставил свой отзыв в книге фестиваля, повторим его и мы: "Друзья! Это единственный и уникальный фестиваль в мире. Так важно, чтобы в наше неспокойное время кто-то говорил о мире, о добре, о человечности. К нам вчера подошла женщина, к сожалению, я не запомнил ее имени, подарила нам пирог, на котором латинскими буквами было написано, что Бог сохранит нас всех. И мы вчера порезали пирог так, чтобы всем досталось, и пили чай. Я счастлив, что наш театр участвовал в этом фестивале. Организован он блестяще, и хочется верить, что мы сюда еще вернемся".
Новосибирск-Москва