Галина Вишневская. Фото Андрея Никольского (НГ-фото) |
НАКАНУНЕ католического Рождества в Рим, захваченный вихрем грандиозных юбилейных торжеств, прибыли 63 юных артиста из школьного музыкального театра, который носит звонкое имя "Галина Вишневская". Эти девочки и мальчики, впервые выехавшие за границу, буквально потрясли искушенную римскую публику. Те счастливчики, которым удалось побывать на их выступлениях в детской клинике "Бамбин Джезу" или резиденции российского посольства, зачастую не могли себе даже представить, что эти ребята постигали тайны вокального и инструментального мастерства не в консерватории или каком-то специальном музыкальном лицее, а в обыкновенной общеобразовательной школе # 1841. Впрочем, назвать эту школу обыкновенной не придет в голову никому, кто хоть раз слышал ее питомцев. То, что за минувшие годы сделали в ее стенах директор Елена Трацевская и ее единомышленники, с полным правом можно назвать чудом.
Пятнадцать лет назад в маленькой студии в местном Дворце пионеров Трацевская задумала создать детский музыкальный театр. Начав заниматься с ребятами (некоторые из них сегодня уже сами стали преподавателями), Елена поняла, что, заразив одаренных детей собственным интересом к музыке и театру, от них можно добиться превосходных результатов. Но чтобы до конца реализовать свои идеи, Трацевской нужна была собственная школа, что казалось тогда полной утопией. И тут на помощь педагогу пришла великая певица. Когда Галина Вишневская и Мстислав Ростропович смогли наконец-то приехать на родину, Елена попросила прослушать своих учеников. Вишневская согласилась и сразу же поняла, что речь идет об уникальном явлении. Она разрешила дать коллективу свое имя, помогла выхлопотать помещение, начала проводить мастер-классы. Так пять лет назад в Перове появилась школа "Галина Вишневская", в которой в четырех группах - вокальной, инструментальной, балетной и художников театра - сейчас учатся около 300 детей. 80% ребят связывают свою жизнь с музыкой.
Пример этого коллектива доказывает, что и в сегодняшних условиях хорошее дело, несмотря на огромные трудности, все-таки пробивает себе дорогу. Естественно, без помощи тут не обойтись. "Галине Вишневской" помогали и помогают. И Ростропович, и Башмет, и "яблочник" Валерий Борщев, и многие другие. Вот и первые зарубежные гастроли юных дарований не состоялись бы без поддержки и участия супруги министра иностранных дел Екатерины Козыревой-Ивановой. Концерты московских школьников в Риме, завершившиеся блестящим выступлением в Ватикане на общей аудиенции Папы Римского Иоанна Павла II, стали подлинным триумфом. Об этом корреспондент "НГ" побеседовал с Галиной Вишневской.
- Галина Павловна, и вы, и Ростропович оставили все дела и приехали в Рим, чтобы поддержать этих ребят на первых в их жизни зарубежных гастролях.
- А иначе и быть не могло. Я познакомилась с Еленой Трацевской семь лет назад, когда ее театр занимал только пару комнат. А сегодня у нас настоящая школа, причем в рабочем районе, где масса неблагополучных, часто бедных семей, где практически нет детей из семей с музыкальными традициями. Сегодня у нас и оркестр свой, и хор, и певцы, и балерины. Все они получают музыкальное образование, приобщаются к культуре, к высокому искусству - у нас только классический репертуар. И все это помимо обычной программы. Какое же это великое дело! Ведь проблема воспитания молодежи сегодня стоит остро во всем мире, а не только у нас в России, где положение, конечно, очень тяжелое. А у нас с детьми занимаются, и они счастливы, они не хотят уходить из школы. Мы ведь ставим спектакли. Вот у нас монтаж из "Евгения Онегина". У нас Трике поет, а ему десять лет. У нас Ленский поет ариозо "Я люблю вас, Ольга". Алеша, ему двенадцать. Или "Пиковая дама". Они занимаются настоящей музыкой.
- В Риме концерты ребят неизменно сопровождал успех, и, думаю, не в последнюю очередь потому, что сложнейшие произведения они исполняли с видимым удовольствием, с улыбкой на лицах. Расскажите, как прошло выступление в Ватикане.
- Мы были единственным хором, который пригласили на предрождественскую общую аудиенцию у Папы Римского. Он сам объявил верующим, что здесь присутствует наша школа, а в конце аудиенции сфотографировался с детьми. Папа был очень растроган. Дети действительно пели потрясающе. Меня просто переполняло чувство гордости. Может, это старомодно звучит, но я патриотка. Я была счастлива: накануне католического Рождества, перед всем миром за папским троном стоит русский детский хор и поет нашу духовную музыку. Папа благословлял верующих, а в это время наши дети исполняли наши православные песнопения. Наверное, это было впервые в истории Ватикана. Это было совершенно невероятно, и у детей память о таком событии, конечно, останется на всю жизнь.
- Это первая зарубежная поездка школы. Какие качества ребят проявились в Италии?
- Да, они выехали в первый раз, и сразу такой уровень. Невероятно, но дети не потерялись. Они достойно, профессионально и дисциплинированно выполнили свою работу, свой долг. Они знали, что должны все сделать максимально хорошо, как я их и учу: когда выходишь на сцену, никаких скидок себе быть не может. Когда я бываю в Москве и даю мастер-класс, то занимаюсь с ними как со взрослыми. Вот Юлька - маленькая, ей девять лет, а я ей делаю замечания как взрослой певице. Здесь никаких сюсюканий быть не может. И поэтому они с ответственностью ко всему относятся. Ведь у них очень трудный репертуар - от Моцарта до Чайковского, от русской духовной музыки до итальянцев. Вообще, я думаю, что мы создали некую модель школы будущего. Ведь специальных музыкальных школ у нас много. Я знаю по своим детям, которые учились в ЦМШ, что это такое - заставлять ребенка играть гаммы по пять часов. Сколько времени, сколько мучений для него и для родителей должно пройти, чтобы ребенок захотел заниматься музыкой. А через пение это удалось сразу. Дети сразу счастливы. Они все хотят как можно больше репетировать, они могут заниматься этим с утра до ночи. Я думаю, что именно через пение, через такое доступное для ребенка восприятие искусства и должно идти воспитание. А рядом может существовать и драматический театр.
- Галина Павловна, но ведь Вишневская одна. На каждую школу такую не найдешь...
- А вы знаете, нет. Посмотрите на то, что делает Трацевская. Она одержимая, она горы своротит, добиваясь своего. И педагоги в школе очень хорошие, они ведь изо дня в день должны заниматься вокалом с ребенком. То, что я приду и покажу, - это одно, но надо же каждый день по специальной методике заниматься с детьми, чтобы не сорвать им голоса. Это требует особой осторожности, особенно с мальчиками, у которых в переходном возрасте голоса ломаются. Все зависит от педагогов. Конечно, это не просто, но я уверена, что могут существовать разные варианты. Главная задача - дать детям искусство, которым можно пользоваться немедленно, а не так, как в музыкальных спецшколах. Основное отличие как раз и состоит в том, что там детей нужно заставлять заниматься, а у нас они сами хотят это делать. Они же целый день рта не закрывают - пробуют, распеваются, слушают, как сливаются их голоса. Это наслаждение изначальное, потому что голос - это инструмент, который заключен в самом человеке. Ничего подобного до сих пор не было. Это первая и единственная в мире школа. Но главная проблема в том, что родители не хотят заниматься детьми, не только у нас в России, но и на Западе. И это должно стать делом педагогов. Государство должно выделять на это средства, потому что лучше тратить их на это, чем потом на лечение наркоманов, которые умирают в 20 лет. Мне кажется, что мы нашли путь. Мы не ставим цель, чтобы все ребята потом пели в Большом. Они получают хорошее образование, приобщаются к культуре, начинают совершенно по-другому мыслить, общаться с другими людьми, в конечном счете по-другому выбирают свою дорогу в жизни. Посмотрите, как у них сияют глаза!
- Каковы ваши ближайшие планы? Будете ли продолжать работу с детьми?
- Из Рима я отправляюсь в Петербург, потом в Москву, а потом в Париж. 10 января мы с Ростроповичем уезжаем в Мадрид, где начинается работа над "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича. Это будет огромный проект, рассчитанный на несколько лет гастролей по многим столицам мира. А работа с детьми, конечно, будет продолжаться. В Москве надо будет зайти к ним, пообщаться, обсудить поездку, сделать выводы. Все говорят, что нельзя было даже вообразить, чтобы маленькие дети с таким репертуаром, в таком стиле и так достойно, красиво, профессионально давали такие концерты. Посмотрите на этих подростков 14-15 лет, которые должны быть угловатыми. А как грациозно и естественно девочки носят эти прекрасные платья! Посмотрите на мальчишек во фраках! Какая у них осанка, как они ходят, как помогают девочкам сойти по лестнице! И их не просят об этом, они сами все понимают. Раз на тебе фрак, нельзя быть невнимательным и невоспитанным.
- Галина Павловна, а что дает эта работа вам?
- Мне она приносит огромное удовольствие. Я счастлива, что могу это делать, что я могу дать детям это ощущение высокой культуры, что в них рождает стремление к высокому искусству. Проучившись 10-11 лет в этой школе, они другими глазками смотрят на мир. Это великое дело.
Рим