"ДЕВЯТЫЕ ВРАТА" Романа Полански - экранизация книги Артуро Перезы Реверте "Клуб Дюма", и, судя по всему, весьма вольная. Непременное упоминание вместе с "Девятыми вратами" другой экранизации - книги Умберто Эко "Имя Розы" - только увеличивает шансы Полански быть причисленным к разряду режиссеров-интеллектуалов. Перемене репутации способствует и вовремя подоспевший "Феликс", этакий европейский "Оскар", недавно врученный режиссеру за вклад в мировую кинематографию. За последние десять лет знаменитый мастер мистического триллера не отличался особой творческой активностью, сняв всего три картины. Эта - третья после "Горькой луны" и "Смерти и девы", хорошо известных у нас по неоднократным телевизионным показам. Похоже, у нынешнего массового зрителя, воспитанного на дешевых американских боевиках, фильм будет иметь успех - из-за обилия попсовых аттракционов с загадочными убийствами и множества трупов. К тому же поспешный финал, иллюстрирующий простодушную старую истину о дьявольской природе женщины, не оставляет иных трактовок и только подтверждает ограниченность и привычность мистической темы, к которой здесь инфернальный режиссер отнесся несравнимо серьезнее, чем в "Бале вампиров" или "Ребенке Розмари".
Сюжетные перипетии фильма связаны с поиском сатанинской книги "Девять врат царства призраков", осуществить который один из известных книжных коллекционеров доверил американскому букинисту (Джонни Депп). Коллекционер хочет с помощью книги найти ключ к девяти вратам, чтобы обрести равенство с Богом, стать свободным и возвыситься над превратностями судьбы. Таких книг - три, но подлинна лишь одна, ее-то и должен найти герой Деппа. Прожженный прагматик-букинист, уверенный лишь в силе денег и склонный рефлектировать только по этому поводу, легко берется за дело, поначалу не подозревая, чем обернется для него эта затея ("Вы верите в сверхъестественные силы?" - спрашивает его коллекционер, на что тот отвечает: "Я верю в свой гонорар"). Несерьезное отношение к нечистой силе влечет, как водится, страшное наказание. После нескольких жутковатых происшествий, неизменно заканчивающихся разбитыми очками и побоями, после нескольких походов букиниста в сумеречные частные библиотеки, он все же догадывается, что обнаружить подлинник можно, только сопоставив гравюры всех трех фолиантов. Стало быть, следует найти все девять люциферовских эстампов, дабы объединить их в одной книге и получить желаемый результат. Регулярные трупы после каждого обнаруженного экземпляра - дело рук неистового коллекционера, следовавшего по пятам за букинистом. Хипповатая блондинка в кроссовках (Эммануэль Сенье), сопровождавшая героя Деппа и всякий раз спасавшая его от смерти, которая поначалу выступает в роли ангела-хранителя, в конце концов оказывается настоящей дьяволицей. Коллекционер, соединив все подлинные люциферовские эстампы, неудачно совершает обряд перехода в царство тьмы. Эстампы достаются букинисту, дьяволица внезапно исчезает. Все тайны книги раскрыты и принадлежат теперь букинисту, устремляющемуся к ослепительно яркому свету, исходящему из окна замка. Шаг в бездну. Отсюда вывод: "некоторые книги опасны, их нельзя открывать безнаказанно". Об этом мы и так давно догадывались.