0
872
Газета Культура Интернет-версия

21.12.1999 00:00:00

В зоне пристального взгляда

Тэги: Сталкер, фестиваль


Фильм "Если бы эти стены могли говорить" (США) тоже участвует в фестивале "Сталкер".

НА ЦЕРЕМОНИИ закрытия кинофестиваля "Сталкер" правозащитник Сергей Ковалев, вручая приз Ларисе Садиловой за картину "С днем рождения!", признался, что не понимает, что такое "репродуктивное право", но при этом отметил глубокое существенное отношение режиссера к человеческим правам вообще. Скромное замечание Сергея Адамовича при всей его беспафосности отражает суть фестиваля, состоявшегося в пятый раз и вызвавшего беспокойное чувство за наше общество, в котором с правами человека дела обстоят неважно.

Нынешний "Сталкер", представивший в своей программе и игровое, и документальное кино, логически отошел от лагерной тематики, в которой героем был заключенный - антипод закона, сосредоточившись на более общих и одновременно не лишенных конкретики проблемах. В этот раз свое пристальное внимание авторы картин обратили на положение детей и женщин, а также тех, кто в результате политических и социальных катаклизмов оказался на периферии общества: беженцев, инвалидов, пострадавших в чеченской войне и межнациональных конфликтах. По-прежнему невозможно оставить в стороне больных СПИДом, нищих, наркоманов. Сам факт присутствия в нашем искусстве фильмов, которые рассказывают об изгоях общества, свидетельствует прежде всего о способности сопротивляться беззаконию хотя бы средствами кинематографа.

У персонажей "Барака" светлые лица, но барачное сознание.

На этот раз программа "Сталкера" получилась сильнее в документалистике (не только в конкурсной части, но и той, что показывалась в панораме и в информационном разделе). Игровые фильмы хоть и вписываются в концепцию фестиваля, однако подтверждают догадку о том, что в любой картине при желании можно легко отыскать правозащитные идеи. Есть они, несомненно, и в "Маме" Дениса Евстигнеева, и в "Американке" Дмитрия Месхиева, и в "Цветах от победителей" Александра Сурина. На этом фоне вручение приза фестиваля "Бараку" Валерия Огородникова - фильму одновременно жестокому, искреннему и забавному - не было неожиданным. Метафора, обозначенная в названии, универсальна в том смысле, что одинаково подходит и для образа страны, изуродованной тоталитаризмом, и для типа сознания, воспитанного системой. Способность героев оставаться людьми в нечеловеческих условиях и составляет скромный, ненавязчивый пафос этой картины. Еще одна конкурсная лента, получившая приз фестиваля, - "Кто, если не мы?" Валерия Приемыхова, рассказывающая о трудных подростках, наверное, и в дальнейшем еще не раз будет представлена на "Сталкере". Режиссер "попытался повнимательнее вглядеться в лицо нового поколения". "Лицо" это оставляет впечатление довольно тягостное. Что и следовало ожидать, если примерить художественный вымысел к нашей повседневной реальности, - они, к сожалению, совпадают.

Гран-при "Сталкера" удостоена документальная картина Сергея Мирошниченко "Четырнадцатилетние. Рожденные в СССР", уже отмеченная многочисленными международными наградами, в том числе и призом американской телеакадемии "Эмми". Этот фильм поражает не только открытостью и искренностью, с какими в нем представлено поколение четырнадцатилетних подростков, поразительно то, что в них отсутствует пресловутая инфантильность, на которую мы привычно делаем скидку. Перед нашим взором предстают самостоятельные, ответственные за свое будущее подростки, уже накопившие жизненный опыт и способные его осмысливать и учитывать. В этом взгляде на молодое поколение видится надежда, как бы громко это ни звучало. Потому что герои "Четырнадцатилетних" - не потерянное поколение, и режиссер сумел рассказать о них с удивительной нежностью.

Все документальные фильмы, отмеченные призами жюри и многочисленных правозащитных организаций, бесспорно, достойны наград фестиваля. Авторы картин пристально вглядываются в современность, глубоко и подробно исследуя фрагменты реальности, составляющие нерадостную повседневность, порой возвышаясь над ней, а порой просто напоминая о ее проблемах. И каким бы ни был этот взгляд: умудренно спокойным, как в фильме Светланы Музыченко "Красота. Доброта. Любота", острым и беспощадным, как у Виктора Елманова в "Меня убили на войне", у Павла Созинова в картине "Кировский ОМОН. Дагестан" или у Сергея Баранова в "Острове СПИД", проникновенно доверительным, как в "Занесенных ветром" Андрея Осипова, - современная документалистика решительно восстает против попрания человеческого достоинства, отстаивает свободу и право каждого на индивидуальный выбор, призывает общество к милосердию. "Сталкеру" удалось еще раз провести нас в эту "зону".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
943
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
973
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
430
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
616

Другие новости