Юрий Никулин, смешной и бесконечно грустный. Фото Леонида Бабушкина |
УЖЕ ДВА года как нет с нами Юрия Владимировича Никулина. Но мы по-прежнему помним его. Кажется, что стоит зайти в кабинет директора Старого цирка на Цветном бульваре, и мы услышим знакомое никулинское: "Привет!" и увидим добрые глаза этого умного и талантливого человека. Но человек жив, пока его помнят и любят.
Много лет назад, когда я еще не имела отношения к журналистике, я пришла в кабинет директора цирка на Цветном бульваре и сказала, что очень люблю цирк и хочу приходить сюда почаще, Юрий Владимирович выписал мне служебный пропуск, который до сих пор хранится в ящике моего стола.
Леонид Бабушкин, фотограф и литератор, вспоминает: "В моей книге "Цирк в объективе" есть глава "Визитная карточка не нужна" о Юрии Владимировиче Никулине. Мы дружили много лет, и я называл его просто Юрой. Вот два случая, характеризующие его как любителя розыгрышей и шуток и как человека, который всегда может сделать будний день праздником.
В одном из букинистических магазинов Москвы идет обычный рабочий день. На приемке книг от населения сидит пожилая женщина-товаровед. К ней подходит молодой человек и протягивает книгу. Она смотрит заглавие и┘ сердце ее радостно замирает. Дело в том, что она и сама библиофил и давным-давно ищет именно эту книгу. Но вот такое старинное издание ей, конечно, не по карману. Подавляя вздох разочарования, она смотрит в каталог и называет цену. Молодой человек отрицательно качает головой.
- Сколько же вы за нее хотите? - удивленно и настороженно спрашивает она.
- Нисколько, - отвечает юноша. - Это вам подарок от Юрия Владимировича Никулина.
Ох, как сложна гамма робости, благодарности и растерянности. Она, как в зеркале, отражается на лице этой женщины.
Дело в том, что именно она все эти долгие годы подбирала книги для Никулина по составленным заявкам. В том числе и для меня┘
А вот еще случай. Юра рассказывает одному товарищу, не искушенному в цирковой дрессировке, о якобы готовящемся новом номере:
- Представь себе, на арену выходят двенадцать гигантских черепах. Под медленную-медленную мелодию они трижды обходят арену по кругу. Дрессировщица произносит традиционное "ап!", и они делают кувырок через голову. Снова идут по кругу. Снова звучит команда, и все черепахи поднимаются в "комплименте" на задние лапы┘
- Неужели такое возможно?
- Возможно. Только вот какое неудобство - номер длится два часа. Но я подкинул неплохую идейку.
- Какую?
- Пусть выступают две черепахи.
- А что изменится?
- Количество черепах сократится в шесть раз, значит, и время номера сократится до двадцати минут.
- Да, пожалуй, - кивает вконец затуманенной головой собеседник Юры и отходит от него нетвердой походкой".