В ЦЕНТРЕ Душанбе есть небольшой дом с двором, в котором, по таджикской традиции, виноградные лозы переплетаются в навес. Здесь стараниями Муниры Шахиди, востоковеда и хранителя творчества отца - Зиедулло Шахиди, создан музей. Он должен был превратиться в центр национальной музыкальной культуры, если бы не гражданская война в Таджикистане.
Один из немногих таджикских композиторов, которого война не заставила "замолчать", - сын классика советской таджикской музыкальной культуры Толиб Шахиди, народный артист Таджикистана, лауреат республиканской премии имени Рудаки. На днях в Большом зале консерватории состоялся концерт его произведений, которые исполнял Российский государственный оркестр кинематографии под руководством Сергея Скрипки, - солировали профессор Сергей Кравченко, тенор Большого театра Андрей Дунаев, пианист Алексей Сканави и французский саксофонист Пьер-Стефан Меже. Пять из шести музыкальных произведений прозвучали впервые.
"Толиб Шахиди - высоко одаренный композитор. Он может исполняться и в Ковент Гардене, и в любом другом концертном зале мира. Воистину, чем художник национальнее, тем он индивидуальнее", - так охарактеризовал своего коллегу Андрей Эшпай.
По завершению концерта Толиб Шохиди ответил на несколько вопросов корреспондента "НГ".
- Толиб Зиедуллович, выступать в таком зале для композитора большая удача...
- Да, в биографии композитора такой случай может быть один, максимум два раза. В мире музыки быть оригинальным достаточно сложно, чтобы тебя захотели исполнить такие коллективы, как Государственный оркестр кинематографии, оркестр под руководством Евгения Светланова, оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, оркестр имени Шостаковича. Мне посчастливилось, что все они исполняли мои произведения в различных странах.
Музыка меня спасает в это не простое время. Век торжества разума и жестокости сильно отличается от давних времен. Музыкальность я унаследовал от отца Зиедулло Шахиди, который передал мне древние, красивые мелодии, которые можно назвать афоризмами. Я запоминал их, когда был молод, затем окунался в современную музыку, забывал о них, а уже в зрелые годы эти воспоминания ко мне счастливо возвращались. Я получил уникальную школу, которую, может быть, не всякий из моих сверстников получил, - уроки отца, уроки Арама Ильича Хачатуряна, Юрия Тер-Осипова, Андрея Эшпая, Сергея Баласаняна.
- Почти все произведения, исполненные сегодня, - это произведения последних лет. В концерте для скрипки и струнного оркестра, в музыкальных интонациях я ощутила отголоски гражданской войны.
- Да. Это и не только гражданская война. Произведение "Фирдоусиада" глобально. Этот скрипичный концерт написан сразу после гражданской войны в Душанбе и исполнен в Москве замечательным скрипачом Сергеем Кравченко и солистами Большого театра. Эти события должны быть отражены в музыке, даже в такой музыке, как "Истамбул Каприччио". Композитор переживает каждый день своего существования острее, ярче, чем другие. И эти переживания отражаются в его музыке.
- Как вам работается в стране, где трудно исполнить свои произведения?
- Из оставшихся музыкантов я создал камерный оркестр "Гармония мира" - по названию симфонии Пауля Хиндемита. С этим оркестром мы играем музыку Баха, Моцарта, Бетховена. Министерство культуры, театры, посольства и международные организации оказывают нам поддержку.