МИККИ МАУС - буржуин. Это открытие совершил Игорь Смирнов из Красноярска. Мауса давно уже подозревали в непролетарском происхождении, но теперь это стало очевидно. В L-галерее выставлена смирновская аппликация "Народные герои" (1999): Микки закован в кандалы, из-под его буденовки вырывается "облачко" - недовольный мыш говорит, обращаясь к мучителям (подразумеваемым): "Я же свой! Буржуинский!". Мальчиш Плохиш оказался героем масс-культа: отрицательный персонаж из сказки Гайдара-старшего в мире, построенном по законам гайдарономики младшего, обернулся симпатичным мышонком. Критическая работа художников помогает выяснить закон, по которому вчерашний враг стал другом сегодня. Гологрудая девица в эсесовской фуражечке и фашист-мужик сплели руки, но вместо стаканов они направляют на себя пистолеты. "Брудершафт" (1999) Максима Шараева - еще одна красноярская работа, созданная в удалой стилистике народного комикса и в жанре политической карикатуры. Бумага и скотч, маркеры и темпера, коллаж и ассамбляж - все идет в ход у красноярских художников. Они представляют эстетически цельное движение: его открытие стало реальной новостью. Особенно для Москвы, где свежая кровь всегда в цене.
Труд может быть перформансом. Особенно, если это труд художника. Джексон Поллок был знаменит тем, как он пишет, не меньше, чем тем, что он пишет. Юрий Павлов, фотограф из Калининграда, превратил в перформанс сам процесс съемки. Дело в том, что серия "Облитые головы" показывает гримасы людей в тот самый момент, когда вода льется им на темечко. Самые разные эмоции - смех, удивление, даже ужас - отпечатаны в большом формате, который многократно усиливает ощущение, передающееся зрителям. В галерее Гельмана Юрий Павлов демонстрировал, как снималась серия, - и одновременно делал новую съемку. Фотограф стоял за спиной модели, держа тросик от камеры в одной руке, а кружку - в другой: многие московские персонажи были политы и сняты Павловым. Все иные работы на выставке "Просто фотохудожники" выглядели так, будто их владельцы взяли камеру только вчера (максимум - позавчера), причем некоторые еще не успели догадаться, для чего она нужна. Сделать такой отбор из фотографов 35 городов. Выставка в целом была настолько странна и настолько непредставительна, что ее задача осталась не ясна. Единственное объяснение в том, что сделана она "до кучи", для количества. Увы, работа не может быть перформансом тогда, когда это - работа куратора.
Беспорядок за гранью добра и зла. Именно так можно описать принцип, по которому была организована художественная программа фестиваля "Культурные герои XXI века". Экспертный совет (членом которого формально числился автор этой статьи) фактически не работал: во всяком случае, никакой информации ни об одном из его заседаний у меня нет до сих пор. При всем изобилии программок и пресс-релизов они запутывали журналистов не меньше, чем помогали, так как неточностей, передержек и прямой лжи в них было более чем достаточно. Андрей Ерофеев, председатель экспертного совета и российский куратор выставки "Безумный двойник", был, говоря мягко, удивлен тем, что, судя по официальной программе фестиваля, выставка должна была открыться в час дня 7 декабря - еще до того, как была окончательно смонтирована. Но кто тогда составлял программу? Пресса была полностью дезориентирована противоречивой информацией из разных источников: так, из пресс-релиза, разосланного Французским культурным центром в Москве, следовало, что "в 14.00 журналистам и критикам будет предоставлена возможность первыми ознакомиться с содержанием выставки". Ровно в два часа дня рабочие еще продолжали монтаж, этикетки не были расклеены, кураторы занимались оргработой, а никого из представителей Французского центра в ЦДХ найти было нельзя. Видимо, дух патологической дезорганизации, свойственный этому фестивалю, затронул и иностранные культурные институты. Программа "Хэппенинг на полдник" в галерее "Ротонда" была провалена полностью. Насколько удачной можно признать как концепцию, так и саму выставку "Безумный двойник", настолько неудачна в целом оказалась выставочная практика "Культурных героев". Концептуальный взгляд на региональных "героев XXI века" не был предъявлен. Они оказались пристегнуты к большому выставочному проекту на правах маргиналов, сосланных в окраинные залы. К тому же большинство "провинциалов" - художники Екатеринбурга и Новосибирска - давно известные московским критикам и публике.