0
1098
Газета Культура Интернет-версия

09.12.1999 00:00:00

Черноземное искусство


КУЛЬТУРНАЯ жизнь столицы Черноземья противоречива: с одной стороны, насыщена событиями, с другой - тревожна, как начало симфонической поэмы Рихарда Штрауса "Так говорил Заратустра". Выставочные залы местного Союза художников не пустуют, все время выступают артисты и симфонический оркестр филармонии. В Доме актера - месте традиционного сбора воронежской интеллигенции - постоянно проходят любопытные встречи, концерты, спектакли. В одной из крупнейших библиотек России - областной "никитинке" - выступают лучшие музыканты и актеры. Но общее положение библиотечного дела оставляет желать много лучшего. Крики о помощи в администрации области не слышат, а если слышат, то никак не реагируют.

В городе живут и работают два режиссера, чье творчество отмечено государственными премиями, - Анатолий Иванов (Драмтеатр имени А.В.Кольцова) и Валерий Вольховский (Театр кукол). Но старейший театр России - драматический - на протяжении многих лет находится в аварийном состоянии, перспективы на ремонт призрачны, а труппа вынуждена работать на малой сцене нового (недостроенного) театра. В трудном положении находятся Театр оперы и балета, закрывшийся на долгосрочный ремонт ТЮЗ. Требует нового помещения популярный в городе, известный и в обеих столицах Камерный театр. Даже заслуженные артисты России получают мизерную зарплату, снимают "углы", живут в общежитиях, а порой и в театральных гримерках.

Художественный музей демонстрирует в пристройке привозные восковые фигуры, героев "ужастиков". Здание же с его основной экспозицией закрыто на протяжении нескольких лет.

Памятники-уродцы

Нынешний год прошел в Воронеже под знаком юбилеев - 75-летия Дома-музея И.С.Никитина, 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина,100-летия Андрея Платонова. В городе прошли торжества и банкеты в честь именинников, "повезло" больше всех в этом смысле Андрею Платонову. Немалые средства были потрачены на съемки фильма режиссера Василия Панина по мотивам платоновских рассказов. О скульптурном опусе, посвященном писателю, стоит сказать отдельно, тем более что эта версия в исполнении скульпторов Ивана Дикунова и Эльзы Пак вызвала так много споров. Иван Дикунов и его супруга Эльза Пак не сомневаются в том, что их детище - подлинное произведение монументального искусства. Памятник, выкрашенный в бронзу, стоит на мраморной плите, образуя большое сходство с восставшим из ада.

К 200-летию со дня рождения Пушкина город был "украшен" еще одним памятником у Театра оперы и балета. Позолоченное изваяние на пьедестале, выполненное "по бедра", рвется к прохожим в ленинско-полемическом запале (для ног материала не хватило?). Те же самые скульпторы.

Дикунов и Пак, по мнению некоторых местных искусствоведов, неплохие скульпторы-декораторы. Именно их руками был оформлен фасад Театра кукол, с фигурками героев любимых детских сказок и скульптурой Белого Бима, на которую любит забираться местная ребятня. Украсили скульпторы и Театр оперы и балета. Правда, в своей манере, которую многие в городе не принимают и сравнивают скульпторов, их продуктивность и желание "освоить" своими творениями весь город с Зурабом Церетели. Памятник Пятницкому на проспекте Революции работы тех же мастеров местные журналисты окрестили "Дзержинским с балалайкой".

За оформление Театра кукол ваятели были удостоены Государственной премии. Но "не успокоились на достигнутом", решив развить свой успех. За свой счет супруги выпустили альбом, посвященный их совместному творчеству. Теперь этот альбом можно увидеть в кабинетах и квартирах высоких городских чиновников. Сила печатного слова оказалась велика - чиновники, видно, решили, что других ваятелей в городе нет. Самореклама, как всякая прочая реклама, - конечно, двигатель прогресса, но при условии честной конкуренции. Ее-то в городе "при подсчете" не обнаружилось.

Правда, исчезновение духа честной состязательности в городе произошло не сразу. Когда в 1998 году был объявлен конкурс на лучший эскиз памятника Андрею Платонову, Иван Дикунов принял в нем участие на общих основаниях. В комиссию по оценке конкурсных проектов, которую возглавлял заместитель главы городской администрации Владимир Попов, тогда входили два представителя местного отделения Союза художников - Алексей Смирнов и Сергей Гулевский. По итогам первого тура (первоначально планировалось провести два тура конкурса) первое место не было присуждено ни одному из конкурсантов. Второе досталось Дикунову и другому конкурсанту - Астапченко. И тут произошло неожиданное: администрация города сочла, что второй тур конкурса проводить не стоит, и волевым решением отдала заказ на изготовление памятника Дикунову и Ко. В знак протеста из конкурсной комиссии вышли представители Союза художников. В комиссии остались преимущественно чиновники городской администрации, в результате при голосовании у противников дикуновского эскиза не хватило одного голоса.

Памятник Платонову отливался в пожарном порядке. Торжества по случаю юбилея намечались на сентябрь, и у ваятелей оставалось не более трех месяцев. По мнению специалистов, за столь короткий срок выполнить такую работу с хорошим качеством почти невозможно. В литье "на скорую руку" неизбежно появление раковин, которые впоследствии могут вызвать трещины из-за резких перепадов температуры воздуха, бронза, которой выкрашен памятник, может со временем облезть.

- Перед установкой памятника требовалось изготовить и установить его модель в полный рост, - говорит воронежский искусствовед Владимир Добромиров. - Но этого сделано не было. В спешке и неразберихе была забыта и "книга", из которой, по первоначальному замыслу, должен был "выходить" Платонов.

Дела музейные

Областной литературный музей местные остряки называют "обломком советской империи". По данным одного недавнего опроса, воронежцы, знающие о существовании Литературного музея и посещающие его, составляют 19%, те, кто знает о существовании музея, но ни разу там не был, - 40, "незнающие" - 37,5, затруднившиеся с ответом - 3,5%.

Но и в делах музейных есть свои светлые стороны. Одна из них - Дом-музей Веневитиновых, где бережно хранится память о поэте-романтике, дальнем родственнике Пушкина Дмитрии Веневитинове. Но старший научный сотрудник музея Галина Мазина, чьими руками собраны наиболее ценные экспонаты во время командировок в Москву и Санкт-Петербург, в сентябре прошлого года была уволена приказом директора литмузея за, как утверждает сама Мазина, несуществующий прогул.

- Автобус, который был нужен для поездок в село Новоживотинное (где расположен Дом-музей Веневитиновых. - П.М.), у нас отобрала музейная администрация, обменяв его на "Волгу" для директора, - рассказывает Галина. - Я успела свозить туда учащихся нескольких школ и интернатов, знаменитый хор "Благовест", талантливых музыкантов города. Посетили музей и потомки Веневитиновых, живущие в Англии.

В день, когда Мазина пыталась забрать из своего кабинета личные вещи, она обнаружила, что шкаф, где находились ее вещи, опечатан. Узнав о появлении Мазиной, директор музея вызвал наряд милиции, и Мазину доставили в отделение Ленинского РОВД г. Воронежа. На войне как на войне.

Суд по иску Мазиной отменил все пять незаконных приказов и восстановил ее на работе в прежней должности. Но за время отсутствия неугодного научного сотрудника в музее произошла авария, о возможности которой Мазина, к слову, давно предупреждала дирекцию. Аварийное состояние Дома-музея И.С.Никитина обнаружила и комиссия по передаче музейных ценностей: отопительная система работала из рук вон плохо, стены дома промерзали, в залах стояла недопустимо низкая температура. Но, несмотря на опасность ситуации, сложившейся зимой 1997/1998 года, дирекция не суетилась.

Перезимовали и - пришла спонсорская помощь. 10 тысяч рублей, которые пошли... на покупку новой мебели для администрации музея. Две дюжины стульев достались и усадьбе. Директор музея поведение Мазиной объясняет ее "склочным характером" и стремлением занять его место.

Как и следовало ожидать, отопительную систему прорвало. Ценнейшие экспонаты сохранились только чудом. Работы по реставрации Дома-музея И.С. Никитина провела - кстати, также без всякого конкурса - некая фирма. Проводились они "весомо, грубо, зримо": музейные экспонаты были свалены в кучу и прикрыты тряпкой. У дирекции на сей счет мнение прямо противоположное: реставрация произведена на хорошем уровне.

- Юбилей музея у нас встретили, как и ожидалось, - резюмирует Галина Мазина. - Отопительные трубы подремонтировали, выставку оборудовали. В общем, вышли сухими из воды. Хотя авария в памятнике общенационального значения - дело, если разобраться, подсудное: нарушение статьи 243 УК РФ грозит лишением свободы сроком до пяти лет. Но есть хорошая отговорка: мало денег дают на содержание музея...

Но дело не только в деньгах. Музей на протяжении многих лет существует почти без посетителей. Те же, кто изредка сюда приходит, частенько прохаживаются по музейным залам, не снимая верхней одежды. Над вопросом, как привлечь в музей публику, надо думать, конечно. Многие музыканты города готовы выступать в залах музея даже бесплатно. Художникам негде выставлять свои картины, а с галереями в Воронеже туговато... В музее Веневитинова - два выставочных зала, роскошный каминный зал с концертным роялем. Но выставка, которую там организовала Галина Мазина два года назад, до сих пор не меняется. После ее восстановления на работе ее "забывали" включать в список сотрудников музея, посему были осложнения с вневедомственной охраной. Были и другие проблемы.

Воронеж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1888
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3903
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2942
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2405

Другие новости