Владимир Федосеев рядом со своими компакт-дисками. Фото Натальи Логиновой. |
CЧИТАЕТСЯ, что поздние опусы Бетховена, к которым принадлежит "Торжественная месса", доступны лишь небольшому кругу интеллектуалов от музыки, однако прошедший в субботу концерт полностью опроверг устоявшийся стереотип. Трудно сказать, что больше привлекло огромное количество публики в Большой зал консерватории - грандиозное творение глухого композитора (одно из его последних произведений) или же участие Большого симфонического оркестра с самим Федосеевым за дирижерским пультом. Так или иначе, хороший состав исполнителей и высокая марка, явленная БСО с самого начала сезона, определили аншлаг.
Несмотря на исключительность события, маэстро не стал менять своих старых пристрастий: среди солистов значилась горячо любимая им Ирина Чистякова, получил приглашение и хор "Латвия". С этим коллективом оркестр выступал и раньше - в апреле этого года они исполнили драматическую легенду Берлиоза "Осуждение Фауста" на открытии фестиваля "Пушкин & Гете". Тогда хор произвел более выгодное впечатление, чем оркестр, и потенциальная опасность подобного дисбаланса существовала и в этот раз. Тем не менее БСО благодаря уверенной руке дирижера проявил себя исключительно хорошо, хотя и прибалтийцы не уступили своих позиций. Однозначно - хора подобного уровня в столице нет. Такое мощное и чистое звучание, столь потрясающий баланс неведомы аналогичным московским коллективам - и Владимиру Федосееву это известно. "Латвия", считающаяся одним из лучших хоров Европы, завораживает прежде всего своим беспроигрышным качеством и точным попаданием в стиль, с легкостью озвучивая труднейшие бетховенские фуги и преодолевая мощную оркестровую фактуру. Альянс "Латвии" с БСО на сей раз оказался более удачным, чем в апреле, - оркестр находится сейчас в прекрасном состоянии духа и в отличной рабочей форме. Сумма общих усилий двух гигантов оказалась весьма внушительной.
На этом впечатляющем фоне труднее всего пришлось солистам - Бетховен вообще не жалует вокал, петь его безумно неудобно. Квартет не состоялся из-за "разношерстности" его участников: светлое сопрано "аутентистки" Яны Иваниловой резко диссонировало с тяжелым "клокочущим" меццо Ирины Чистяковой, не желавшей слушать никого, кроме себя. В подобном непонимании вокалистки пребывали всю мессу. На фоне двух дам тенор Дмитрий Корчак и бас Николай Диденко выглядели чуть более благородно - может, потому, что оба являются солистами хора Виктора Попова и ансамблевое чутье у них развито лучше, чем у их партнерш. К счастью, солисты были не в силах испортить общую картину хотя бы потому, что в бетховенской драматургии вокальное начало занимает явно подчиненное положение.
Полуторачасовая месса прозвучала гармонично и цельно, "в одном движении" - Федосеев намеренно не стал делать антракт, дабы не разрушать масштабную конструкцию. Маэстро проповедует здоровый академизм, его Бетховен - действительно Бетховен, без всяких аллюзий на Малера и Вагнера, что часто случается у других дирижеров. Приятно сознавать это, когда все вокруг ищут в классиках "второе дно" и в результате получают эклектичное месиво. Благодаря хорошему вкусу дирижера, интересным программам и относительному финансовому здоровью Большой симфонический в этом сезоне явно "на коне", выгодно отличаясь от своих конкурентов.