"РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА", поставленная Михаилом Шевчуком в Молодежном театре, захватывает, как головоломка, от которой получаешь удовольствие в процессе разгадывания. Спектакль настолько необычен, что, даже зная наизусть текст Шекспира, трудно представить себе, что будет происходить в следующую минуту.
Текст пьесы максимально сокращен, а действие до предела насыщено пластикой. Мысли и чувства, которые мы читаем у Шекспира между строк, показаны буквально - эффект такой, будто постановщик проник в твою душу и рассказал тебе то, что давным-давно было там спрятано и забылось. То, что в самой трагедии - негатив, здесь - уже фотография.
Монтекки и Капулетти в красных и синих костюмах воплощают симметрию зла: их поединки нарочито зеркальны - каждый двигается так же, как и его противник. Ненависть семейств, направленная друг на друга, становится слепой и автоматической. Враги дерутся вроде бы с воодушевлением и проклятия выкрикивают от души, но их эмоции, настоянные на разъедающем любую радость и одинаково бесплодном чувстве, кажутся механическими.
Так, на балу мы видим не средневековые танцы и не милое кокетство или заигрывание дам с кавалерами, а лихорадочную, суетливую ходьбу. Все чего-то ищут, стремительно проносясь по параллельным прямым мимо друг друга. И только двое детей-подростков зацепились взглядами, остановились и обратились друг к другу. Все. Остальной мир для них исчез, а вместе с ним и летящая по инерции ненависть.
Во время ночного свидания Ромео (Илья Ильин) и Джульетта (Татьяна Чепуркова) говорят о любви столько же, сколько и о разделяющей их вражде. Это препятствие, о котором вряд ли возможно забыть, подчеркивается в спектакле появляющимся временами патрулем, состоящим из сторонников семьи Капулетти. Ромео прячется, а его возлюбленная выкрикивает для него слова прощания, улыбаясь своим надзирателям. Они, конечно, могут ее контролировать, но руководить своей жизнью Джульетта не позволяет. Изящная наивная девочка, еще ребенок, и мудрая решительная женщина - это все она одна.
Неожиданную ассоциацию вызывает в спектакле Меркуцио в исполнении Алексея Веселкина. Вражда Монтекки и Капулетти, которая заставляет его ввязаться в поединок с Тибальтом (Михаил Шевчук), материализуется в двух петлях. Он гибнет, повиснув в них, как на распятии, но посылает не прощение, а "чуму на оба ваши дома".
В брачную ночь Ромео и Джульетты танец влюбленных предвещает их судьбу. Он тянется к ней, она к нему; но, когда Ромео хочет обнять Джульетту, она ускользает. Одновременно еще четыре пары - его друзья и ее подруги - повторяют тот же танец. Однако все они блекнут и отступают перед Ромео и Джульеттой, чья любовь, как писал Петр Вайль в "Гении места", необыкновенна именно потому, что эти дети, не задумываясь, привели в исполнение обещание не жить друг без друга, в то время как для большинства людей это только красивые романтичные слова.
В гробнице Капулетти, где Джульетта прячется среди мертвых от Париса, назойливого претендента на ее руку и сердце, Ромео убивает его. Этого нет у Шекспира, но ведь Ромео действительно нравственно уничтожает соперника своим нежеланием жить, если от Джульетты осталось только неподвижное тело.
Спектакль, построенный на пластике, заканчивается сразу после смерти влюбленных, потому что ничто не может произвести более сильное впечатление, чем полное отсутствие движения там, где только что правила жизнь.