Здание Академии художеств на Пречистенке. Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото) |
ОБЩЕИЗВЕСТНО, что история Российской академии художеств ведет свое начало с 1757 г. С 1764 г. - Императорская академия "трех знатнейших художеств" (живописи, ваяния и зодчества). Уже в новое время, в 1992 г., она снова стала Российской (РАХ), когда была преобразована из Академии художеств СССР. РАХ была причислена к "особо ценным объектам национального достояния России", по своему же статусу "академия является высшей государственной творческо-научной организацией Российской Федерации".
Следует признать, что преобразование академии далеко не сразу привело к качественным изменениям. Лишь в последние годы, с приходом нового руководства, реформаторские тенденции получили в ней настоящие импульсы. В чем это проявилось? Какие новации стали определяющими? Оказывают ли они влияние на многосложные процессы художественного творчества?
Здесь неуместны односложные ответы: да или нет. Ибо размах деятельности реформируемой академии, громадье стратегических замыслов ее руководителей таковы, что лишь время окончательно утвердит нас в мысли об их качестве и результативности. Хотя практика уже сейчас позволяет отметить некоторые позитивные тенденции и сделать предварительные выводы.
В последнее время академия на деле становится творческо-научным и педагогическим центром российской культуры. И это не простая декларация, взятая из ее нового устава. Именно РАХ выступает инициатором и непременным участником большинства наиболее крупных художественных проектов. Самый характерный пример - гигантское по масштабам и уникальное по художественно-градостроительным параметрам восстановление храма Христа Спасителя, в котором участвовали десятки творческих коллективов живописцев, иконописцев, скульпторов, мастеров декоративно-прикладных искусств, представляющих искусство Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Екатеринбурга, Пскова.
Растет авторитет академии в глазах художественной общественности, учреждений культуры, органов государственной власти и управления: недаром именно ей поручается государственная научно-художественная экспертиза наиболее значимых проектов, анализ и экспертная оценка качества работ, выполняемых на объектах федерального значения. Новые черты приобретает выставочная и информационная деятельность Академии. Из многочисленных экспозиций последнего времени заметный след оставили такие выставки, как "240 лет Академии художеств", "Дом Жилинских", "Семья Рукавишниковых", "Д.А. и А.Д. Шмариновы", "Художники рода Васнецовых", "Абрамцевский круг художников", персональные выставки.
Теперь многие художники стремятся показать свое творчество в академических стенах. Потому и заботится руководство РАХ о расширении выставочных помещений, вкладывая в это хлопотливое дело немалые инвестиции. Уже к концу нынешнего года ожидается прирост выставочных площадей академии на 6 тыс. кв. м в соседнем здании на Пречистенке. А на Петровке войдет в строй помещение общей площадью 4 тыс. кв. м, где разместится Музей современного искусства. В начале же будущего года в "старом" здании академии будет реализован невиданный ранее художественный проект - "Российская академия художеств. XX век". Не будем открывать все "карты" этого уникального эксперимента. Скажем лишь: в нем примут участие все ныне здравствующие академики. Согласие на участие в нем дали ГТГ, ГРМ, ГМИИ, ряд региональных музеев и галерей.
В последние годы в практику РАХ прочно вошла конкурсная система. Вспомним конкурс на право участия в воссоздании художественного облика храма Христа Спасителя, где представители академии одержали убедительную победу. Позже прошли публичные смотры проектов на разработку памятников Сурикову, Баженову, Булгакову┘ Они вызвали заметный интерес и публики, и самих участников. Следует отметить, что всю эту реформаторскую деятельность академии аккумулирует постоянно действующий президиум во главе со столь пассионарным и разносторонне одаренным человеком, как Зураб Церетели.
И здесь мы переходим к еще одной позитивной тенденции недавних лет. РАХ за последние годы значительно пополнила свои ряды за счет представителей среднего поколения и молодых дарований. В состав академии избраны мастера совершенно различных творческих устремлений. Это и популярные в народе Илья Глазунов и Александр Шилов, это представители когорты "шестидесятников" живописец Павел Никонов и график Илларион Голицын, это и несхожие с ними по манере письма и художественным пристрастиям живописцы Татьяна Назаренко и Наталья Нестерова┘ Действительными членами академии избраны представители среднего поколения, бурно набирающие силу и творческий авторитет скульпторы Александр Рукавишников и Михаил Переяславец. Не только действительными членами, но и членами президиума академии стали люди, по академическим меркам совсем молодые - сорокалетние, - искусствовед с мировым именем Дмитрий Швидковский и основатель новой ярославской иконописной школы Николай Мухин. Иными словами, обновление состава академии ныне принимает широкомасштабный, системный и перспективный характер. И потому уже в ближайшие годы можно ожидать в творчестве членов Академии плодотворного развития накопленных традиций, желанных откровений. А следовательно, преодоления многих кризисных явлений в творческой практике и приумножения духовных богатств страны.
Наконец, коренным образом меняется отношение РАХ к подготовке художественных кадров, к педагогике, к искусствоведческой науке. Нынешняя академия приблизила к себе репинский и суриковский институты, Всероссийскую академию живописи, ваяния и зодчества, Уральский и Красноярский художественные институты с их отделениями. Начинается реконструкция вновь обретенных зданий под Московский академический художественный институт имени В.И. Сурикова. В институте в скором времени будет открыт факультет архитектуры.
Наследником замечательных традиций русской, отечественной и мировой культуры стал сегодня и Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств. В трудах его сотрудников эти традиции получили фундаментальное обоснование. Только в последние годы изданы два тома альбома "Императорская академия художеств в XVIII-XIX вв.". Готовится к изданию третий - о Российской академии XX века. Библиографической редкостью уже стала изданная в этом году "Энциклопедия европейской живописи". Коллектив института реализует новаторский проект "Российская академия художеств в XVIII-XX веках" с использованием современных компьютерных и мульти-медиа-технологий.
Подводя итоги размышлениям о Российской академии художеств на рубеже веков, можно с достаточными основаниями утверждать: она накопила в XX веке солидный творческий потенциал и входит в век грядущий, развивая и обновляя его применительно к условиям и проблемам нового времени. Академия все более основательно взаимодействует со всеми профессиональными направлениями художественного творчества как внутри страны, так и за ее рубежами. Она открыта стране, миру и готова своими художественными свершениями ответить на вызов времени, на потребности реформирующейся России.