"ШЕДЕВРЫ западноевропейской гравюры XV-XVIII веков из собрания Государственного Эрмитажа. От Шонгауэра до Гойи" - так называется выставка, открывшаяся в Зимнем дворце. На обозрение представлено 127 гравюр мастеров художественных школ Австрии, Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Фландрии, Франции.
Экспозиция открывается работами Мартина Шонгауэра - немецкого живописца и графика, автора знаменитой гравюры на меди "Большое несение креста". Вызывают интерес произведения итальянского гравера, представителя раннего Возрождения Андреа Мантеньи. Художник в резцовой гравюре сочетал четкость пластических форм с мягкой штриховкой. Представлены работы основоположника искусства немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера, автора серии гравюр "Апокалипсис", в которых воплощено ожидание всемирно-исторических перемен.
Одним из сокровищ Эрмитажа является коллекция офортов Рембрандта. Это наиболее полное собрание в мире, вызывающее восхищение даже голландских музеев, завещал Эрмитажу крупнейший российский знаток, собиратель и исследователь графики Дмитрий Ровинский.
Мастерами меццо-тинто в графике прославилась в XVIII веке английская школа, не знавшая соперников на континенте. Одна из лучших коллекций меццо-тинто за пределами Англии хранится в Эрмитаже, она приобретена еще Екатериной II. Эрмитаж обладает также ценнейшими оттисками ранних офортов с работ Родригеса Веласкеса, образцы которых впервые экспонируются на выставке.
Интересны произведения венецианцев XVIII века Джованни Тьеполо, Джованни Каналетто и Джованни Пиранези. Экспозиция завершается работами Франсиско Гойи, гениального испанца рубежа XVIII-XIX столетий.
Выставку гравюр в Зимнем дворце задумал еще в начале 1990-х один из лучших знатоков гравюры в России Юрий Русаков. Однако ученый, проработавший в Эрмитаже около 40 лет, не дожил до сегодняшнего дня. Осталась неосуществленной еще одна задуманная Юрием Русаковым выставка - "Французский офорт на рубеже XIX-ХХ веков".
Санкт-Петербург