ПЕНЗЕНСКАЯ область - родина Лермонтова и Белинского. А из самой Пензы родом Всеволод Мейерхольд. Город вроде суровый, промышленный, но возможность прорыва, слома омертвевших канонов и эксперимента существует тут издавна. Вот она и оказалась востребованной: Пенза - один из десятков городов России, где прошел фестиваль "Культурные герои XXI века. В поисках Золушки".
Начали с чтений в Литературном музее. И уже эти чтения внятно продемонстрировали нонконформистские установки фестиваля. Некоторые работы соединяют черты словесного и изобразительного искусства - таковы журналы Михаила Разуваева "Гоглус" и Павла Атаманчука "Зеленый медвежонок". Кроме того, Михаил Разуваев представил слайд-проект "Иероглифическая теория", в котором гротескно обыгран стиль иллюстраций из медицинских книг и советских плакатов по технике безопасности. Нежные и тонкие стихи Жени Лакодиной и нервная, резкая, с рваным ритмом проза Ирки Ларин - в ее рассказах внешняя агрессивность соединена с психологической сложностью и тонкостью в передаче настроений. Эпатажно-издевательский рассказ Алексея Игошина "Микофилия" и сложная, насыщенная - философски и эмоционально - лирика Владимира Лакодина. Были также представлены абсурдистский трагифарс Юрия Аношина "Офелия" и отрывки из романа Сергея Вилкова "1+1".
На выставке произведений изобразительного искусства были собраны работы пяти художников: уже упомянутого Сергея Вилкова, а также Михаила, Анны и Натальи Разуваевых и Айнфрита.
Михаил Разуваев работает с актуальными художественными технологиями (серийные композиции, обработка старых фотографий). Центральным произведением Разуваева (из представленных на фестивале) является серия из более чем 200 листов "Мертвецы города Пензы". Обнаружив на помойке возле похоронного бюро негативы фотографий для памятников, Разуваев отпечатал их и на основе каждой создал композицию на фотобумаге. Каждая из них представляет собой совмещение фотографии и поэтических текстов, надписей, элементов мэйл-арта (штампы, марки). Каждый лист становится письмом-воззванием, обращенным в огромную таинственную реальность, где жизнь и смерть соединены и взаимодействуют друг с другом.
Предметом пародийного переосмысления в работах Айнфрита часто становится мифология "правильной жизни" в ее провинциальных формах: фотографии из модных журналов воспринимаются как знак инопланетного существования, а физически "красивая жизнь" присутствует в разного рода рекламных слоганах, доходящих из "большого мира", тоже вполне потустороннего. Один из "кустарных объектов" Айнфрита обыгрывает популярную фразу из песенки ди-джея Грува "счастье есть", которая подвергается различным смысловым трансформациям (серия надписей), чреватым опустошением смысла.
Персонажи в портретной живописи Натальи Разуваевой (часть работ она подписывает как Таshа) неопределенны, но не безлики: скорее каждый из них выполняет в многофигурной композиции роль, напоминающую роль отдельного мотива в музыке. Герои Разуваевой - странники без места и укорененности, танцующие и уносимые ветром в разного рода пространствах (ощутимы отдаленные переклички с поздним Шагалом и мультфильмом Норштейна "Сказка сказок"). В графической серии Анны Разуваевой "Человечки" (в составе графически-инсталляционного проекта "Мам и Беб") персонажи плавают в пространстве.
Среди театральных коллективов Пензы, участвовавших в фестивале, вызывает интерес Мастерская театра пластики и импровизации Елены Каралашвили. Ее спектакль "Экзерсис" соединяет черты лирической буффонады (в духе клоунской группы "Лицедеи", но у Каралашвили тоньше) и антропологического, экспериментального театра (от идей Ежи Гротовского до театра экспрессивной пластики Геннадия Абрамова). Участники спектакля то принимают гротескные облики ("отсутствующая интеллигентка из Серебряного века", "мрачный бузотер", "девушка-юноша", "девчонка-невинная-и-отвязанная"), то, надев домашние тренировочные костюмы, участвуют в некой репетиции, то перевоплощаются в персонажей театра теней, то переодеваются в туники. Режиссер Елена Каралашвили участвует в спектакле - она играет режиссера в сценах репетиций, пародирует привычный образ постановщика, но произносит абсолютно серьезный монолог перед спектаклем - о спектакле как ситуации, в которой зрители и актеры учатся новому восприятию друг друга,
Пенза-Москва