НА ФОНЕ мощного предвыборного грузинского многоголосья фестиваль искусств "Gift" ("Подарок") имени Михаила Туманишвили пролетел почти бесшумно. На проведение масштабного фестиваля ни у государства, ни у спонсоров не нашлось средств - все было брошено в избирательные урны. Но, чтобы не нарушать уже сложившуюся традицию, его организатор режиссер Кэти Долидзе наперекор всему решила "Gift" не отменять. И в последнюю неделю октября он прошел в Тбилиси.
В рамках "Gift" прошел недельный кинофестиваль "Молодая Европа". Его устроители считали важным познакомить молодое поколение Грузии с жизнью и проблемами их западных сверстников, увиденными глазами молодых кинорежиссеров Бельгии, Германии, Франции, Италии, Швеции.
Как и планировалось, фестиваль совпал с праздником "Тбилисоба", так что приехавшим немногочисленным гостям этнографии хватало. В Тбилиси прибыла делегация мэрии Москвы во главе с Людмилой Швецовой.
В числе подарков фестиваля - книга известного искусствоведа Нателы Урушадзе "Рассказ главного свидетеля" о выдающемся грузинском режиссере и педагоге Михаиле Ивановиче Туманишвили. Презентация прошла в день открытия сезона в Театре киноактера, носящем имя этого режиссера. Книга, вышедшая на грузинском языке, - дар Тбилисской мэрии. Представители мэрии Москвы, в свою очередь, обещали одарить читателей ее изданием на русском языке. Кроме того, последние привезли для грузинских школ и педагогического университета сборники аудиокассет "Антология классической русской литературы" в исполнении звезд Малого театра и "Сказки Пушкина".
В театральной программе фестиваля значилось только одно название - "Черта" московского театра "Фабрика театральных событий". Тбилисскими театральными кругами спектакль был встречен прохладно. Восторгались лишь Нуцей - исполнительницей главной женской роли, дочерью актрисы Мзии Маглакелидзе и скульптора Джемала Шаншиашвили, посмертная выставка которого случайно совпала с приездом дочери. Дебют певицы в драматическом спектакле был принят на родине вполне благосклонно: все отмечали яркую пластику актрисы, азарт и сценический темперамент, необходимые в роли Молли. В целом же спектакль оказался для Тбилиси несколько шокирующим - обилие эпатажных танцевально-эротических сцен, невнятность драматургии, мрачная безрадостность шумного веселья. Хотя зрелище точно отвечало жанру, указанному в программке, - "эпатокомедия". Именно так обозначил его режиссер-постановщик Михаил Горевой, представивший свою сценическую версию по мотивам пьесы Израэля Горовица.
Спектакль начинался не с вешалки (в Тбилиси успели отвыкнуть от гардероба), а с программы. Черно-бело-красный листок содержал массу интересного для непросвещенного зрителя. Например, мы узнали, что существуют "художник по костюмоff" и "спец. по драке", что вместо обычного помощника режиссера бывает "пом.реж.ка - Ирка Солдатова". Отдельно была выделена "Астральная поддержка Анжелики Эффи" - наверное, без нее "здесь ничего бы не стояло", как пелось в известной песне. "Стеб" в программке вполне соответствовал тому, что было на сцене: иронические игры без особого актерского блеска с массой пластических этюдов. "Монтаж аттракционов" сочетался с элементами политического театра. Об этом говорил и ярлычок на программе, где белым по черному было написано: "Выбору-2000 с отчаяньем посвящаем".
По части изобретательности "Фабрику театральных событий" оценили. Ее танцевально-световые и сценографические метаморфозы впечатляли, особенно в финале. За белым экраном-ширмой откровенно эротический танец переходил в остервенелый танец рабов, а гладкое полотно ширмы вдруг превращалось в вязкое белое месиво - руки и пальцы пытались прорвать его, но оно лишь податливо растягивалось, прочно ограждая от внешнего мира. По обеим сторонам экрана-тюрьмы стояли военные. От такой перспективы "выбора-2000" задергаешься и в мягком театральном кресле, даже если оно в Тбилиси. Излишне прямолинейно? Может быть. Режиссер, вероятно, рассчитывал на массу, причем на массу молодых.
Если "эпатокомедия" "Фабрики театральных событий" не прижилась в Тбилиси, то причина здесь не только в эстетической взыскательности зрителей. Спектакль "Черта" уже можно воспринимать символически, как нечто, разделяющее сознание людей, живущих в разных ситуациях и разных государствах. Это раньше любой политический намек в едином советском пространстве воспринимался общим "кодом". Сейчас политические аллюзии России уже не вполне прочитываются в Грузии. Если уж зрители перестают понимать театральный язык друг друга, то что говорить о политиках - они всегда говорят на разных языках. В Москве даже "договорились" до визового режима для граждан Грузии и Азербайджана. "Черта" обретает реалии, перемещаясь из эстетического пространства в погранзону. Дальше только перспектива вавилонского разноязычия. Теперь о культурных обменах будет думать не Министерство культуры, а МИД - как бы под видом Софико Чиаурели и Котэ Махарадзе в Россию не проникли чеченские боевики. Надо полагать, не останется в долгу и МИД Грузии.
Так что на будущий год, дорогие деятели театра, готовьте сначала визы, а уж потом спектакли. Иначе не попадете на "Gift". Между тем Кэти Долидзе в 2000 году обещает устроить при поддержке президента Грузии новый грандиозный фестиваль искусств.
Тбилиси