ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, консерваторский и слегка скучноватый фестиваль современной музыки впервые предстал в авангардном обличии. Сейчас, когда судьба "Альтернативы" и "Московской осени" стала расплывчатой и неясной, нынешняя программа "Спектры времени", построенная как диалог русской и французской музыкальной культур, представила единственную возможность услышать сочинения современных композиторов. На "Московском форуме" были исполнены произведения французских композиторов, почти неизвестные в России.
Самым популярным из французских композиторов оказался Оливье Мессиан. После открывшего фестиваль "Квартета на конец времени" (1941), сочиненного и впервые исполненного в концлагере, на фестивале прозвучали опусы "Каталог птиц" и "Образ слова АМИНЬ". Источниками вдохновения для Мессиана были пение птиц и сочетание различных цветов, вызывающее музыкальные ассоциации.
Фестиваль познакомил зрителей со спектральной музыкой, представители которой стремятся передать не краски, а оттенки настроения, напоминая тем самым увлечение оттенками цвета французских художников-импрессионистов.
Французские композиторы, в отличие от русских, стремятся дать точные формулировки каждому композиторскому открытию. Например, музыка Пьера Шеффера была, по их определению, конкретная и абстрактная. В абстрактных сочинениях сочетания звуков и вправду рождали неожиданные образы.
Исполнительская концепция единственного гостя "Московского форума" ансамбля "Альтернанс" была по духу ближе прежнему стилю фестиваля: свойственные выступлениям ансамбля изящество и хорошая исполнительская школа ничем не отличали его от обычного академического концерта. "Студия новой музыки" продемонстрировала присущий ей профессионализм, но на концертах было скучновато. Программа Лидии Кавино познакомила нас с терменвоксом, дедушкой электронных инструментов. Он почти не изменился с тех пор, как поразил В.И. Ленина в начале двадцатых годов.
Самыми интересными стали концерты, в которых музыканты меняли привычные взаимоотношения между исполнителями и зрительным залом. Иван Соколов в своем выступлении "Пение птиц", напоминавшем одновременно лекцию и авангардный перформанс, играл на рояле стоя, махал руками, как крыльями, и в сочинении "Дятел" Софии Губайдулиной время от времени даже ударял носом по клавишам. Слушая вдохновенные и порой слишком пространные рассуждения композитора об обратной перспективе, Апокалипсисе и птицах - символе связи с миром иным, публика с трудом удерживалась от смеха. Открытием фестиваля стала группа Opus-POST. Возникшая из "Академии старинной музыки" Татьяны Гринденко группа, согласно концепции Владимира Мартынова, создает новое пространство музицирования. Музыканты, настаивающие на своей полной анонимности, выступали в длинных черных одеяниях, их лица скрывали маски, похожие на рыцарские забрала. Играя Ксенакиса, группа Opus-POST извлекала почти мистическую энергию из сложной системы звуковых комбинаций композитора, основанной на математических расчетах. Во втором отделении повторяющаяся мелодическая структура Passion-Lieder Мартынова с каждым разом наполнялась все большей внутренней силой. Духовная напряженность исполнения напоминала молитвенное обращение.
На последнем концерте облик фестиваля совсем растерял черты чопорности и академичности. В конце, во время спровоцированной Марком Пекарским импровизации даже музыканты из "Студии новой музыки" стали играть на непривычных для них инструментах. А руководитель "Московского форума" Владимир Тарнопольский дебютировал как контрабасист.