В МОСКОВСКОМ центре искусств открыта выставка "Неизвестный Тифлис 1917-1921 гг.". Проект осуществлен в сотрудничестве с посольством Грузии и посольством Республики Польша. Под звучным заголовком "Учитесь Худоги" представлено около 200 работ. Это графика и живопись Кирилла Зданевича, живопись Нико Пиросмани и отдельные работы Зигмунда Валишевского, Ладо Гудиашвили, Давида Кокабадзе. Материал для экспозиции был собран из 11 частных коллекций, а также из собраний Научной библиотеки СТД РФ, журнала "Наше наследие" и антикварного объединения "Гелос".
Автором идеи выставки стал Александр Парнис, куратором Марина Лошак. Сквозной мыслью проходит желание устроителей представить особую атмосферу Тифлиса, "когда вскоре после объявления независимости в Грузию хлынули потоки русской творческой интеллигенции, спасавшиеся от голода и ужасов гражданской войны". Экспозиция построена так, что зрителю предложено подробнейшим образом ознакомиться с одним периодом творчества Кирилла Зданевича. Он открыт для влияний: то Кандинский, то Малевич, то кубистические тенденции, то ларионовские темы. На примере целой вереницы графических работ видно, как художник пытается преобразовать плоскость листа в пространство: то при помощи хаоса линий, закрученных вокруг центра, то используя геометрически организованные тонкие линии или раскрашенные плоскости. Он подкрашивает саму бумагу, используя тонировку акварелью или графическим карандашом, или берет лист с уже отпечатанным на нем текстом как основу для рисунка. Отдельные его работы интересны, но лишь как комментарий, близкий первому ряду художников. В своей графике он улавливает отдельные закономерности построения листа, но в живописи это уходит, и вся конструкция сложных взаимоотношений "пространства внутри плоскости" остается ему недоступной. Адекватной областью творчества для Кирилла Зданевича становится декорационное искусство, где его облегченное восприятие конструкции, сведенной до уровня декоративного знака, накладывается на облегченные требования жанра.
Как отдельная экспозиция, выпадающая из общего контекста выставки, представлены три картины Нико Пиросмани: "Шарманщик", "Портрет Ильи Зданевича" и "Пасхальный ягненок". Об этом художнике принято говорить как о грузинском Анри Руссо, выдавая желаемое за действительное. Но Руссо создает видимость лубка, занимаясь на самом деле классической живописью, а Пиросмани балансирует между вывеской, лубком, модернистской графикой и имитацией живописи.
Выставка, сделанная по принципу "отражения литературно-художественной жизни Тифлиса 1917-1921 гг.", представляет эклектику как программу. Пиросмани - об одном, Зданевич - о другом, пейзажи Гудиашвили или графика Гончаровой - о третьем. Если смотреть на сами произведения, то совершенно непонятна этнографическая концепция, если рассматривать экспозицию с историко-культурных позиций, то сами произведения вполне заменимы историческими документами. Попытка связать три выставки в одной создает впечатление постмодернистской игры, где все намешано и превращено в ничто.