Альтист Юрий Башмет. |
СОВЕРШЕННО неожиданно Шнитке стал, как принято теперь выражаться к месту и не к месту, культовой фигурой. По крайней мере вечер из его симфонических произведений прошел с необыкновенным аншлагом. До сих пор перед глазами две девочки младшего школьного возраста, стоящие возле контролеров и в тщетной надежде попасть на концерт протягивающие им какие-то удостоверения... Музыкальная элита, известные деятели искусства и культуры - в полном сборе. Немудрено: камерный ансамбль "Солисты Москвы" во главе с Юрием Башметом - это фирма, гарантирующая качество.
Удивительно другое - почему публика вдруг полюбила музыку Шнитке? Ведь не было такого ажиотажа вокруг композитора при его жизни. Безусловно, Шнитке являлся и является одним из самых значительных художников нашего времени. Последние лет десять внимание к его творчеству не ослабевало - прежде всего в сугубо музыкальной среде. В крайнем случае просвещенные любители могли похвастать тем, что знают, понимают и любят музыку Шнитке. Но популярность, которую Шнитке обрел теперь, после смерти, очень странного свойства. До глубины души поражает, как много у нас завзятых меломанов!
Всегда считалось, что музыка Альфреда Шнитке не говорит сама за себя, а требует от слушателя напряженного интеллектуального и эмоционального труда, соответствующей подготовки и опыта. А теперь получается, что каждый второй поклонник Шнитке интересуется после того, как раздались аплодисменты: "Все? Уже кончилось?"
Само собой разумеется, многие пришли "на Башмета". Действительно, есть на что посмотреть и что послушать. Во-первых, Юрий Башмет и альт - суть одно и то же (при слове "альт" у широкой публики рождается единственная ассоциация). Такой вдохновенный артистизм, такой красоты и экспрессии тембр мало у кого можно отметить. Во-вторых, два из трех прозвучавших опусов Шнитке посвящены Башмету: это Монолог для альта и струнного оркестра и Альтовый концерт. Башмет - их первый и для российской публики уникальный исполнитель. Наконец, Башмет выступил в тот вечер не только как солист, но и как дирижер. Однако возникает вопрос: если публика пришла на любимого артиста, может быть, стоило проявить уважение к нему? А заодно и к памяти композитора? Ранее, до состоявшегося концерта, трудно было даже предположить, что музыка Шнитке сплошь алеаторична (алеаторика - техника сочинения, допускающая случайные сочетания звуков), теперь, после приобщения массы слушателей к филармонической жизни, можно смело констатировать: раздавшийся в один прекрасный момент звонок сотового телефона удачно вписывается в партитуру произведения, посвященного размышлению над "последними вопросами бытия".