В ВОСКРЕСЕНЬЕ, в 88-й день рождения Аркадия Райкина, театр "Сатирикон" отметил юбилей - шестьдесят лет, если считать со дня первого спектакля Ленинградского театра миниатюр.
Первым номером юбилейной программы прошел спектакль "Квартет" в режиссуре Константина Райкина. Два часа без антракта, в решительной и динамичной манере, которой верен худрук: хорошая физическая форма - непременное условие для актеров "Сатирикона", и сам Райкин остается примером для всех. "Квартет" - это прежде всего бенефис актера Григория Сиятвинды, который сегодня становится одним из главных козырей труппы. Спектакль посвящен памяти Аркадия Райкина - Сиятвинда играет в нем более двух десятков ролей, словно вспоминая о знаменитых бесчисленных перевоплощениях Аркадия Райкина.
Второе действие вечера "зарифмовали" с финалом первого: в кадрах кинохроники - закулисная технология переодеваний Райкина-старшего. Стоит кулисе закрыться, и лицо актера принимает сосредоточенный, уставший вид - на те доли секунды, когда многочисленные ассистенты облачают его в новый образ. Секундная подготовка, и кулиса открывается снова. Трогательный и патетичный гимн театру.
Об Аркадии Райкине в этот вечер говорили немного, что в данном случае имеет и особый смысл. Перед нами - тот случай, когда талантливый сын представляет талантливого отца, утверждая и продолжая легенду, а не прикрываясь ею. Константин Аркадьевич задал вечеру точный и верный тон, преодолев не только череду технических сложностей, которые убили бы любой иной коллектив, но и плотную пелену "разговоров" и "сравнений".
Зал соответствовал масштабу событий - присутствие Путина, Матвиенко и Хакамады не только заставило зрителей пережить несколько некомфортных, но интригующих минут на подходах к театру сквозь многократный контроль, но и красноречиво говорило о преклонении власти перед театром (и, конечно, о возможностях театра заполучить самого премьера). К чести для себя, политики лишь внимали голосу искусств.
Выступали Табаков и Безруков, прибывшие со спектакля "Амадей", - из рук Табакова-Сальери Райкин получил ящик вина. Блестящими были выступления Александра Филиппенко, Григория Горина. Обыкновеннее на их фоне смотрелись Таранда и Павлова, Хазанов, Этуш и студенты Щукинского училища, театр "Геликон", Соткилава...
Парадоксом вечера стало поздравление Александра Ширвиндта. Воротившись с ипподрома, он привез Райкину в подарок все, что смог отнять у любимых животных, - хомут, подпругу, шоры и мешок лошадиного навоза. Амбивалентность поступка очевидна - так на юбилейных вечерах не поступал еще никто. Все рассыпалось по сцене, и те артисты, которым пришлось выступать после Ширвиндта, теперь могут смело рассказывать о том, как много г...на пришлось похлебать им вместе с Райкиным. Смешно, конечно.