Англия еще в руках короля Генри II. Фото Михаила Гутермана |
РЕЖИССЕР Игорь ВойтулевиЧ поставил в малом зале театра "Сатирикон" пьесу Джеймса Голдмэна "Лев зимой" как внятную и увлекательную хронику из средневековой европейской истории. Мы словно воочию видим раскаленную, взборожденную карту Европы конца XII века, которая плавится и кипит по швам - границам королевств.
Это спектакль для тех, кто хочет разогреть кровь жаркой интригой государственных масштабов. Огненный ритм непрестанной борьбы за власть совпадает с ритмом спектакля. Ни одно событие не происходит за стенами зрительного зала - публика сопереживает героям в режиме on-line. Актеры быстро двигаются, громко разговаривают и жаждут быстрее закончить диалог, чтобы начать следующий, - будто в этой скорости залог успеха и их политической карьеры. Монологи исключены. Единственная пауза, которую режиссер позволяет в спектакле, - секундное затемнение.
Малое пространство квадратной сцены сценограф Николай Агафонов сумел насытить вещественными метафорами. В центре - круглая конструкция, напоминающая полукамин-полуочаг, окаймленный деревянными скамьями. Режиссер начинает спектакль с резкого взвизга металла: на костровище с колосников падает железная решетка. В тот же миг на сцену врываются король Англии Генрих II Плантагенет (Юрий Лахин) и его старший сын Ричард Львиное Сердце (Кирилл Мугайских). Отец учит сына злости, хватке и ненависти к врагу - он бросается на него с огромным мечом, грозясь убить. Ричард остервенело озлоблен - ему досадно, что стареющий отец сильнее и ловчее его. В первую секунду игры по возбужденным лицам мужчин кажется, что зрителей поместили в пыточную камеру, где палач наконец настиг свою жертву - костер в центре зала горит, как адская жаровня, на которой ждут своего часа раскаленные орудия пыток.
"Лев зимой" - семейная драма, где домашний очаг превращается в адскую сковородку. Она брызжет маслом раздора, обжигает и заставляет стервенеть от боли, которую приносит потеря самого крохотного куска власти.
Королева Элинор Аквитанская (Марина Иванова) в ночь перед Рождеством развесит на цепях пять мешочков с подарками. Еще один мешочек она вручит мужу Генри. Очаг поддерживают шесть цепей - Король, Королева, трое сыновей: Ричард, Джеффри (Дмитрий Лямочкин) и Джон (Максим Аверин) и невеста для всех четверых мужчин - Элис Капет (Надежда Бережная), сестра короля Франции (Олег Кассин). Во втором акте, когда борьба за власть трех сыновей, "маленькой жадной троицы", усилится до преступных границ, металлические цепи открепятся от очага и будут вяло болтаться.
Распад королевской семьи совпадает с распадом государства. Из истории, выходящей за пределы пьесы, мы знаем, что восприемник престола Ричард Львиное Сердце посвятит свою жизнь крестовым походам, большей частью будет отсутствовать в Англии и умрет на поле битвы. Второй сын, безвольный Джон (в будущем его назовут Иоанн Безземельный), возвратит Франции все то, что с таким трудом отвоевал его отец.
Юрий Лахин, пару сезонов назад перешедший из Театра на Покровке в "Сатирикон", сыграл на новом месте свою первую большую роль. Для театра Константина Райкина, где всегда чувствовалась нехватка артистов первого плана, Лахин - богатое "приобретение".
Лахин играет Генри королем, знающим о своем величии, но без тщеславия, - статным, коренастым, сильным духом. Он стремителен и порывист, но вместе с тем вежлив и элегантен. Перед этим "Гамлетом-отцом" его дети - "клавдии", "колоссы, пораженные порчей". Они должны, видимо, испытывать фантастический комплекс душевной и физической неполноценности, "ублюдочности" перед ликом отца-соперника.
Из всех интриганов и заговорщиков Генри самый незатейливый. Его хитрости не назовешь лисьими увертками, они воспитаны многолетним изучением человеческой природы ("Легче прочесть историю моей жизни, чем ее пережить", - говорит король). Генри покоряет благородством короля и неистовством мужчины, который не потерял сексуальную силу и политический кураж. При виде Генри женщины теряют разум, мужчины - храбрость. Лишь проклиная сыновей, отказывая всем троим в престоле, Генри Юрия Лахина терпит свое первое поражение. Железный закон истории смеется над великим монархом: эпоха сильной власти предшествует кризису и раздору.
Марина Иванова играет историю любви, которой приходится пробиваться сквозь ненависть. Она, под стать Генри, смотрится настоящей королевой. Но победа всегда достается мужу - ее проделки продиктованы потребностью то ли отомстить мужу за неразделенную любовь, то ли разрушить авторитет короля, чтобы взять его, обессиленного и одинокого, в свои любящие сети. Этой языческой мадонне суждено будет успокоить Генри в его отречении от жадных до власти сыновей.
Элинор дарит мужу трогательный подарок: шкатулочку, внутри которой медленно кружатся держащиеся за руки король и королева. И помещает ее на решетку жаровни, которая впервые за весь спектакль превращается в уютный семейный очаг. Они счастливы. И пусть кто-либо из них лжет даже в этот миг, но у них остается шанс спасти хотя бы их здешнее царство.