НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ экране появился фильм братьев Вачовски "Матрица". Эти режиссеры известны своей страстью к фантастическому и неизведанному - альтернативные миры, книги комиксов, искаженные пространства... Последнее творение вписывается в жанр фантастики, боевика и... в то же время не лишено философского смысла. Смысл этот, однако, не лежит на поверхности, поэтому желающие просто насладиться зрелищем со спецэффектами смело могут выложить лишние сто рублей за билет в кино.
Сюжет таков: герою Киану Ривза (зовут его - Нео), хакеру и одновременно программисту, в солидной нью-йоркской фирме предлагают узнать некую мистическую правду о мире. Он соглашается, выпивает красную таблетку и просыпается в "очень странном месте". Люди, давшие ему таблетку, объясняют, что вся жизнь, которую Нео привык считать реальной - всего лишь плод компьютерной фантазии, что на дворе давно ХХII век. К этому времени машины уже поработили человечество, загнав его в "матрицу" (виртуальный мир), и теперь питаются тепловой энергией, выделяемой спящими. Нео также узнает, что он "Избранный" (супергерой, призванный спасти человечество), его учат быстро бегать, высоко прыгать и ловко драться, преодолевая законы компьютерной реальности, чтобы победить "агентов" - существ, охраняющих матрицу от посягательств людишек.
Дальше, конечно, мордобой, пальба, клочья врозь. Потом Нео всех заборол и собрался рассказать человечеству правду - вот, собственно, и все.
Казалось бы, проще некуда, но каждый человек, чье сознание не приемлет чужеродного разума говорящих ванн, компьютеров, побеждающих лучших шахматистов мира, "интеллектуальных карточек" для прохода в метро, непременно увидит подтекст. Ужасные роботы-осьминоги-убийцы - не символизируют ли они ненависть, которую все механизмы испытывают к людям? Человеческие младенцы, которым механические щупальца скармливают тела умерших - это мы, с детства воспитанные в обществе "железных помощников" - "безобидных" стиральных машин, тостеров, электрочайников...
Пробуждение в ужасающем "настоящем" для человека - это не просто освобождение от навязчивых фобий, но еще и отказ от мнимого комфорта. "Настоящее" состоит из миллиардов наполненных ненавистью механизмов, имитирующих этот комфорт. Попав в "настоящую жизнь", герой лишается волос, что в большинстве религий означает начало нового (часто духовного) пути. Этой символикой авторы как бы подталкивают зрителя задуматься о смысле жизни, которую многие посвящают приобретению все большего и большего числа удобств.
Братья Вачовски не остановились на простом обращении к зрителю - они собственным примером показали путь к спасению. Насытив свой фильм спецэффектами, наполнив его зрелищными драками, они загнали свое творение в рамки фантастического боевика. Заимствовали чужие решения - например, образы агентов "взяты" из фильма "Люди в черном", образ будущего из "Чужих", пули, которые останавливает Нео, сняты так же, как пуля из клипа группы Korn на песню Freak on a Leach. Братья Вачовски сняли "Матрицу" так же, как сняты сотни других фильмов, и не могли рассчитывать на то, что она будет воспринята всерьез. Они сознательно типизировали фильм, демонстрируя публике, насколько бездуховен и примитивен коммерческий кинематограф, как он однообразен и пуст.
Фильм уже принес своим создателям огромные кассовые сборы, вознес их на гребень славы, что в очередной раз подтверждает, что очень и очень многие готовы с удовольствием потреблять "однообразное" и "бездуховное", даже вопреки призывам самих режиссеров.