Велимир Хлебников. Рисунок Бориса Григорьева |
- АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, как был создан музей?
- Музей открылся 19 октября 1993 года, а свой нынешний вид приобрел только в декабре 1994 года, когда племянник Велимира, академик, народный художник России Май Петрович Митурич-Хлебников безвозмездно передал в Астрахань московскую хлебниковскую коллекцию: экземпляры произведений Велимира, полотна своей матери, именитой художницы Веры Владимировны Хлебниковой, личные вещи семьи, фамильную библиотеку, посуду, мебель. Заново музей открыли к 110-летию Хлебникова.
- Почему семейная коллекция очутилась в Москве?
- В 1931 году сестра Велимира Вера Хлебникова перевезла своих пожилых родителей из дома на Большой Демидовской в Москву. Всей семьей они стали жить в общежитии ВХУТЕМАСа на последнем, девятом этаже, и, когда во время Великой Отечественной Москву стали бомбить, на стене повесили список - что при бомбежке или пожаре нужно спасать в первую очередь. Муж Веры, знаменитый художник Петр Васильевич Митурич дежурил на чердаке дома во время авианалетов и сам тушил зажигательные бомбы.
- Каким образом вы пришли в музей?
- Честно сказать, в музей меня привела безработица. Время менялось коренным образом, и я почувствовал, что останусь без зарплаты. В музее занимаюсь научной работой с самых первых дней его существования. Я филолог, Хлебниковым занимаюсь с 1969 года - долгое время работал для себя, для души. Имею несколько публикаций по Велимиру, написал книгу "Астрахань Велимира Хлебникова", которая уже вышла вторым изданием. Я земляк Хлебникова, Астраханью пропитался с рождения, город - мое второе увлечение. Когда писал главы об Астрахани, мне не нужно было "собирать материал".
- Что было в этом доме с 1931 года, когда Хлебниковы уехали, и до открытия музея?
- Десять лет боролись за то, чтобы выселить отсюда одного крупного торгового работника, который не хотел уезжать.
- Неужели мысль о музее появилась еще в советские годы?
- В 1977 году Май Петрович привез в Астрахань живописное наследие своей матери Веры Хлебниковой для ее персональной выставки. Экспозиция впечатляла - ее собрала Калерия Михайловна Чернышева, научный сотрудник Астраханской картинной галереи имени Б.М. Кустодиева. Она же блестяще оформила и нашу музейную экспозицию. После вернисажа мы все вместе поехали в заповедник под Астраханью, который организовал отец Хлебникова, и по пути была впервые заронена мысль о музее. Это была смелая и страшная затея в те годы. Тогда казалось невиданным уже то, что мы пробили выставку сестры Хлебникова. Но время стало потихоньку меняться. С большим скрипом закрылся музей расстрельщика Кирова, а музей великого миротворца, поэта и философа Велимира Хлебникова открылся... Киров ведь в Астрахани сделал два страшных кровопускания. Страшно перелистывать газеты 1918 года со страничными списками расстрелянных - считали за доблесть опубликовать, сколько буржуев нащелкали! Мороз по коже - все коренные астраханские фамилии. Кстати, в 1918 году Вера, ее отец и младший брат Александр тоже чуть не попали под расстрел.
- Что значила Астрахань для Велимира Хлебникова?
- Астрахань - город предков. Все Хлебниковы отсюда родом, по крайней мере с 1668 года, когда родился самый далекий из известных Хлебниковых. Велимир ввел Астрахань в мировую литературу - поэма "Хаджи-Тархан" (средневековое татарское название города), рассказы "Охотник Уса-гали", "Есир" и "Николай", переписка, связанная с Астраханью. Для города Хлебников сделал то же, что и Пушкин, Достоевский, Гоголь для Петербурга.
- Расскажите о предках Велимира. Меня изумила история о том, что дед Хлебникова умер во время паломничества в Иерусалим - красивая смерть!
- Алексей Иванович был человеком очень богатым, купцом первой гильдии, имел четыре торговых судна, которые по Каспию ходили до Персии, торговали оружием и зерном. К семидесяти годам он почувствовал, что мало жить осталось, распродал весь свой "флот" - ничего стало не нужно, ни богатства, ни славы. Отправился на поклонение, скончался на Святой земле, был перевезен в Астрахань и похоронен в фамильном склепе, который прекрасно сохранился до сих пор. Велимир в этом склепе бывал, вспоминал деда в "Хаджи-Тархане": "Лик его помню суровый и бритый, // Стада ладей пастуха. // Умер уж он; его скрыли уж плиты, // Итоги из камня, и грез, и греха". Алексей Иванович в 15 лет окончил астраханскую гимназию, а его младший сын, отец Велимира, Владимир Алексеевич окончил уже петербургский университет. Дядя Велимира Харлампий Николаевич был предводителем дворянства Астраханской губернии. С середины XIX века в роду появляются ученые. Петр Алексеевич, профессор московской Военно-медицинской академии, автор "Физики земного шара" - юный Велимир зачитывался трудом дяди, оставил в нем массу пометок. Отец Велимира, Владимир Алексеевич - ученый-орнитолог, лесовед, поклонник Дарвина и Толстого, "великий знаток царства птиц", основатель первого в России государственного заповедника в дельте Волги. Он объездил всю губернию и собрал уникальную коллекцию птиц. Таксидермическая коллекция заронила в душе ученого мечту о заповеднике - нетронутом куске земли с охраняемыми зимовьями и нерестилищами рыб, гнездовьями редких птиц. Он мечтал сохранить "нашу Лебедию" - так по-древнерусски называлась прикаспийская низменность. Заповедник открыли в 1918 году.
- Испытала ли семья Хлебниковых преследования со стороны большевистских властей?
- Без них не обошлось. Один из Хлебниковых, отступая с Белой гвардией, обосновался в Харбине и оттуда вступил в переписку со своей семьей - тогда начали шерстить всех, даже престарелых родителей Велимира. Вера увезла родителей из Астрахани в Москву не только от голода и холода, но и еще от рук НКВД. Владимиру Алексеевичу было не привыкать к гонениям, он и при царизме находился под негласным надзором - у одного из его знакомых нашли фотокарточку Чернышевского. Он знал, что такое вызовы в полицию и допросы. Шестилетнее пребывание ученого в Калмыкии в чине попечителя Малодербетского улуса, где родились трое его детей (в их числе и Велимир) - также следствие гонений.
- Был ли молодой Велимир известной фигурой в Астрахани?
- В местной прессе попадаются скандальные статьи о столичных футуристах во главе с Хлебниковым, но Велимир был известен и как сын знаменитого отца. В 1918 году он работал в газете "Красный воин", писал заметки о культурной жизни Астрахани. Написал статью "Астраханская Джиоконда" - о найденной в нашем городе "Мадонне с цветком" Леонардо да Винчи, которую позже назовут "Мадонной Бенуа". Здесь Велимир мечтал организовать школу поэтов, "первую кузницу слова", даже дал в "Красном воине" объявление: "Кто желает на первое заседание, приходите на Большую Демидовскую, 53". Но никто не пришел - голод, разруха, какие там стихи...
- С именем Хлебникова всегда связаны легенды. Было ли что-нибудь мистическое в этих стенах?
- Сторожихе один раз померещилось: часа в три ночи зазвучали шаги. Остановились у двери. Женщина с замиранием сердца спросила: "Кто?" - "Скажите, здесь живут Хлебниковы?" (эхом по всему дому). Сторожиха дрожащим голосом: "Нет уже не живут, но здесь будет музей Хлебникова". - "Да?!.. Ну, ладно!" Шаги стали удаляться.
- Музей находится на первом этаже, а что на втором и третьем?
- Самая настоящая коммуналка. В каждой квартире-клетушке живут не менее трех-четырех, а то и пять семей. У них до сих пор общие кухни, ванные комнаты. В Астрахани еще много таких домов. Когда Алексей Герман снимал в городе фильм "Мой друг Иван Лапшин", он отснял и наши "кривуши" - коммунальные дома, провалившиеся под землю, фактически подвальные помещения с жильцами-туберкулезниками, покосившиеся заборы, свалки во дворах... На первом показе в Москве Герман попросил зрителей задержаться и показал им эти кадры. Стали раздаваться крики: "Не может быть! Это клевета! Советские люди давно так не живут!" Герман ответил: "Приезжайте в Астрахань!"
- Были ли какие-то поступления в фонд музея от жителей Астрахани?
- Картинная галерея поделилась с нами некоторыми полотнами Веры Хлебниковой, куда их передал после выставки Май Петрович. Одна жительница Астрахани даровала нам два предмета, которые ей - тогда ребенку - подарил еще Владимир Алексеевич: шкатулку и костяной ножичек для разрезания бумаг.
- Случались ли у вас какие-то любопытные истории с посетителями?
- Был, знаете ли, дивный случай. Как-то к нам зашли две робкие старушки с туристического теплохода, которые ходят по Волге. Я показал им музей, мы разговорились. Одной из них оказалась Ксения Дмитриевна Минто - дочка того самого человека, коменданта станции, который в трудное время, в 1922 году, организовал Хлебникову и Петру Митуричу бесплатный проезд из Москвы в деревню Санталово по железной дороге. Это была последняя поездка Велимира - в Санталово обострилась болезнь, и Велимир скончался.
- Что сейчас происходит на родине поэта, в Малых Дербетах?
- В небольшом селении стоит памятник Велимиру скульптора Степана Батиева. Сперва он возвышался на узенькой площади, но, когда готовили очередные Хлебниковские чтения и нужно было сделать поэтические подмостки, решили временно перенести памятник в степь. Оказалось, что он там потрясающе смотрится, словно вырастает из-под земли, обдуваемый ветрами калмыцкой степи. Так и оставили.
- Узнал по газетам, что в Астрахани на днях Октябрьскую улицу переименовали в улицу Василия Тредиаковского. Могли бы и Хлебникова где-нибудь помянуть...
- Улицу Тредиаковского зря там сделали, лучше бы вернули старое название Соборной - она ведь к Кремлю ведет, к Успенскому белокаменному собору. Тредиаковский за рекой Кутум жил, далеко от Собора.