В ПЕТЕРБУРГСКОЙ филармонии, культовом для горожан художественном заведении, начался новый концертный сезон. По сложившейся многолетней традиции состоялось его двойное открытие: с перерывом в один день на сцене Большого зала выступили оба филармонических оркестра: ЗКР (Заслуженный коллектив России), руководимый Юрием Темиркановым, и АСО (Академический симфонический оркестр) под управлением Александра Дмитриева.
Уже многие годы первый концерт сезона становится не только музыкальным, но и неким "протокольным" событием, на котором побывать и престижно, и почетно. И в этот раз VIP-гости еле уместились в особой ложе "Б". Правда, среди них не было губернатора Владимира Яковлева (который во все прошлые годы исправно посещал филармонию в день открытия). Зато после долгого перерыва в ложе опять появился почитатель искусств Собчак с супругой.
Мы встретились с заместителем художественного руководителя Ларисой Волковой, чтобы поговорить о концертной политике Петербургской филармонии.
- Нынешний сезон проходит под девизом: "Последний сезон уходящего тысячелетия..." Как отражен этот принцип в концертных программах?
- Мы постарались делать программы максимально ретроспективными, оглядываясь не только на музыкальное наследие ХХ века, но и на все тысячелетие. В этом году в филармонии чаще будет звучать музыка средневековья, барокко. Мы постарались достичь равновесия западноевропейской и русской классики в программах и абонементных циклах.
- Как обычно протекает работа над контурами будущего сезона?
- Работа начинается с создания базы - определения концертной рабочей сетки для двух наших симфонических коллективов - ЗКР и АСО. Определяются концерты в Петербурге, расписание гастролей, график работы с приглашенными дирижерами и солистами. Лишь затем под расписание работы оркестров подверстываются другие события: фестивальные мероприятия, выступления других музыкантов и коллективов.
- Не секрет, что оркестры находятся в неравном положении. Если ЗКР вполне востребован, часто выезжает на гастроли, имеет хорошо оплачиваемые записи, то АСО, по существу, остается "домашним" коллективом. Как можно исправить создавшееся положение?
- Да, в последние годы АСО выезжает все реже. А между тем этот оркестр обладает значительным творческим потенциалом, его возглавляет замечательный дирижер петербургского высокого стиля, тонкий и образованный музыкант Александр Дмитриев. Этой проблемой всерьез озабочен и художественный руководитель Филармонии Юрий Темирканов, который при всяком удобном случае старается продвинуть АСО на зарубежном музыкальном рынке. Мы же, со своей стороны, стараемся приглашать для работы с АСО только хороших, известных дирижеров. В этом году, к примеру, с АСО будут выступать, кроме главного, и Василий Синайский, и болгарин Иван Кожухаров, и Николай Алексеев, и Владимир Зива... По части зарубежных гастролей - пока затишье: те предложения, которые получает оркестр, слишком невыгодны, а предполагаемые гонорары слишком малы, чтобы мы могли допустить это.
- В этой связи напрашивается следующий вопрос: не пора ли привлечь в филармонию свежие дирижерские силы? Ведь не секрет, что институт вторых дирижеров с уходом с поста Мариса Янсонса находится в упадке. Между тем оркестру настоятельно необходим крепкий профессионал, выполняющий повседневную "черную" работу. Иначе оркестр останавливается в развитии. Думает ли на эту тему художественное руководство филармонии?
- Да, конечно. Мы ставили эту проблему перед Юрием Хатуевичем, но он пока не дал однозначного ответа. При том, что главный бывает здесь не так уж часто, хотя в этом сезоне у него как раз запланировано одиннадцать концертов, это довольно много, - нам необходим дирижер, который мог бы заняться текущей работой, репетиторством, проще говоря. И мы ищем - хотя два возможных кандидата отпали, а других перспективных кандидатур пока не наблюдается.
- Какие, на ваш взгляд, самые интересные концерты предстоит нам услышать в этом сезоне?
- Я с нетерпением жду приезда Неэме Ярви - последний раз он выступал у нас 20 лет назад. Мы вели с ним долгие переговоры, была даже надежда, что он приедет со своим Детройтским оркестром - но гастроли сорвались. Его апрельский концерт включен также и в московский абонемент: "Заслуженный коллектив России на сцене Большого зала консерватории". В него наряду с выступлением Ярви вошли концерт самого Темирканова, а также концерт Мишеля Плассона из Франции - он уже работал с нашим оркестром. Каждый концерт пройдет дважды - в Питере, а на следующий день - в Москве.
В этом же сезоне предстоит завершить грандиозный, рассчитанный на три года цикл "Все симфонии Малера". Наибольшие опасения лично у меня вызывает исполнение Восьмой симфонии, известной под названием "Симфонии 1000 участников". К сожалению, мы не в силах оплатить приезд и работу замечательного хора Латвии, как намечалось первоначально. Придется обходиться местными силами - привлечем хор консерватории, хор радио.
Кроме того, в сезоне пройдет цикл концертов, озаглавленный "Выдающиеся российские музыканты", с участием Элисо Вирсаладзе, Натальи Гутман, Григория Соколова, Виктора Третьякова. В цикле "Лауреаты конкурса Чайковского" предстоят выступления пианистов Наума Штаркмана, Владимира Крайнева, Ин Чен Зуна, Андраша Шиффа, Станислава Иголинского, Питера Донохоу, Владимира Овчинникова.