Максим Федотов, кажется, доволен своим исполнением. Фото Андрея Никольского (НГ-фото) |
ВЫСТУПЛЕНИЕ скрипача Максима Федотова и пианистки Галины Петровой оказалось одним из первых в филармоническом сезоне. Федотов и Петрова являются сейчас, пожалуй, самым популярным московским дуэтом. Сама же программа из репертуарных опусов Моцарта, Бетховена и Чайковского особых открытий не сулила. Но музыканты в очередной раз показали, как заигранность музыки может провоцировать на поиски собственной интерпретации и композиторского "текста". И здесь для Федотова и Петровой важен каждый авторский штрих, любая деталь - даже название сочинения.
В Сонате #15 Моцарта эти поиски касались в первую очередь нюансировки. Федотов, козырями которого обычно считаются виртуозный блеск и мощь звука, превратил скрипичную ткань в тончайшее кружево из полувздохов и полуулыбок, вопросов "на ушко" и ответов "шепотом". В Седьмой сонате Бетховена Федотов и Петрова прежде всего восстановили историческую справедливость, напомнив аудитории, что это произведение посвящено русскому императору Александру I. А главное, предложили здесь более быстрый, чем принято у нас, темп. И тяжеловесное, сумрачное - у других скрипачей - сочинение превратилось в сгусток безудержной юношеской энергии. Недаром эта соната является близкой соседкой "Героической симфонии".
Еще большая метаморфоза произошла с пятью пьесами Чайковского. Трем из них музыканты тоже вернули утраченные имена, указав в программках их общий подзаголовок "Воспоминание дорогого места". Чтобы подчеркнуть внутреннее единство пьес, музыканты попросили публику не прерывать возникший цикл аплодисментами (правда, слушатели не всегда могли сдержать эмоции). Отдельные "страницы" - "Размышление", "Скерцо", "Мелодия" и формально не связанные с ними, но духовно близкие "Меланхолическая серенада" и "Вальс-скерцо" - приобрели дополнительный смысл, незаметный при игре "врозь". Миниатюры, ранее воспринимаемые как "вещь в себе", внутренне укрупнились, выросли.
В финале концерта ждал еще один сюрприз - уже не запланированный артистами. Федотову, еще стоящему на сцене, неизвестный вместо цветов вручил скрипку. Скрипач с ходу блестяще сыграл на "новичке" виртуозные бисы - Крейслера и Верди. Звучание инструмента оказалось превосходным и явно выдавало руку старинного зарубежного мастера. Кто был этот загадочный поклонник, преподнесший Федотову роскошный подарок, осталось тайной не только для слушателей, но и для самого скрипача...