Наум Габо. Голова # 2. 1916 (версия 1964). ╘ Nina Williams |
В ЛОНДОНСКОЙ Тейт-галерее проходит выставка "Железо и сталь. Металл в скульптуре 1933-1989". Крупнейшая британская галерея современного искусства стремится показать зрителям как можно большее число блестящих образцов живописи и скульптуры ХХ века, хранящихся в запасниках, путем тематических выставок, регулярно сменяющих одна другую.
"Железо и сталь" - выставка небольшая и не дает полного представления о всей скульптуре середины века, выполненной в металле, да этого и не требуется. Здесь представлены знаменитые, нашумевшие в свое время работы Хулио Гонзалеса, Александра Калдера, Джона Смита, Линна Чадвика, Наума Габо. Кураторы выставки предпочли показать меньше работ, но расположить их в большем пространстве, а свободное пространство - это единственная среда, в которой можно познать всю красоту пластики.
Пространство играет не вспомогательную, а важнейшую, формирующую роль в скульптуре. Эта идея была выражена Наумом Габо в его работе "Конструктивная Голова # 2". Именно она среди всех этих скульптур, странных для глаза, привыкшего к классическому мрамору, одна привлекает особое внимание зрителей. Во-первых, потому что среди всех металлических конструкций она единственная узнаваема и носит человеческий образ, а во-вторых, мгновенная радость узнавания сменяется недоумением - "Голова # 2" сформирована самым невероятным образом. Она вылеплена из пространства.
"Мадонной ХХ века" назвал "Конструктивную Голову # 2" глава Королевского колледжа искусств профессор Корнфорд, открывая персональную выставку Габо в 1966 году в Тейт-галерее. Эта голова - символ того, чего достигла скульптура за это столетие. Человеческий образ, так неразрывно связанный с классической скульптурой, здесь конструируется в духе века нового. "Голова" создана по стереометрическому методу, изобретенному самим скульптором. Эта абсолютно новая система показала, что скульптура как жанр живет не поверхностью, а пространством, не массой, а структурой. Со времен Родена скульптура жила поверхностью, дышала ею, забавлялась игрой светотени. До Габо произведения пластики появлялись на свет, либо вырываясь из массы, либо ее формируя посредством ваяния или лепки. Он изобрел революционный метод создания пластических произведений. Метод заключался в отказе от формирования скульптуры с помощью массы. Образ строился из пересекающихся плоскостей, вбирающих в себя пространство. Скульптура конструировалась наподобие сот или карточного домика. Как утверждал сам Габо, он не изобрел ничего нового, он просто воспользовался тем методом, который давно уже применялся - в инженерных работах, в строительстве мостов, в структуре полой железнодорожной рельсы. Стереометрический метод прост, как все гениальное, и лежит в основе конструктивной идеи, пропагандистом которой Наум Габо был на протяжении всей своей долгой жизни (1890-1977).
"Голова # 2" Габо является своеобразной визитной карточкой скульптора, имя которого на его родине - в нашей стране - известно меньше, чем за рубежом. И это несмотря на то, что он был одним из активных деятелей русского конструктивизма и всеми силами способствовал распространению идей этого художественного направления по миру. Его работами владеют известнейшие музеи современного искусства и частные коллекционеры Европы и США. Где бы он ни работал - в Германии, Франции, Англии, Штатах, - он способствовал появлению новых тенденций в скульптуре, влиял как на молодых скульпторов, так и на уже известных, оставлял после себя учеников и последователей. У Габо всего несколько фигуративных работ, их можно пересчитать по пальцам, он очень скоро отказался от создания такого рода конструкций и перешел к тому, что мы называем абстракцией, а он - реальностью.
До конца своих дней Габо возвращался к этой ранней скульптуре, хотя он очень редко делал копии с других своих работ. Скульптор считал, что после исполнения они живут своей собственной жизнью, что каждый скульптурный образ - законченная и выраженная мысль. Задача мастера - найти единственно правильную форму для передачи этой мысли. В дошедших до нас дневниках Габо называет "Конструктивную Голову #2" своим ребенком, выросшим на его руках из маленькой картонной модели 1916 года до двухметровой монументальной стальной конструкции 1966 года. Отмечая свой 76-й день рождения, он празднует 50-ю годовщину со дня рождения этого первенца конструктивной скульптуры, образ которого он пронес через все революции, войны и скитания по свету. Почему образ? Да потому, что оригинал работы все это время находился в Советском Союзе.
Долгие годы оригинальную модель хранил младший брат скульптора, профессор МГУ Алексей Певзнер, оставшийся жить в Москве. Ту самую модель, склеенную из картона, можно было легко разобрать так, что части ее укладывались в папку и напоминали по виду плоскости, вычерченные по лекалу. Именно в таком виде Алексей, посетивший брата в США в конце 60-х, смог провезти "Конструктивную Голову # 2" и некоторые другие ранние работы Габо.
До самой смерти скульптор прятал оригинал, возвращенный ему братом. Незадолго до смерти он оставил наказ своему ассистенту - не показывать скульптуру до тех пор, пока живы его жена и единственная дочь. Эта история многое объясняет во взаимоотношениях между работой и мастером. Конструкция была для скульптора олицетворением всех чаяний и устремлений всей его жизни. Перед нами - лучшая работа конструктивного направления в скульптуре. Это стало понятно сейчас, спустя многие годы после ее создания. Сегодня, когда "Конструктивная Голова # 2" выставлена в залах Тейт вместе с работами других современных скульпторов, становится понятно, что от нее можно начать отсчет новой эры в пластике, мы видим то, какое влияние если не она сама, то мысль, ее породившая, идея, воплощенная через нее, имела на умы всех известных скульпторов уходящего века. Парящая пластика Коро, рвущиеся из куска металла антропоморфные образы Гонзалеса, рывок, сделанный Джоном Смитом, - все это стало возможным благодаря привнесению в скульптуру нового материала - пространства. И этот материал был найден и гениально применен Наумом Габо в "Конструктивной Голове # 2".
Лондон