В ГОСФИЛЬМОФОНДЕ подвели итоги работы по выполнению программы "Развитие отечественной кинематографии", которая входит в федеральную целевую программу "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.)". В Белых Столбах, где расположено главное кинохранилище страны, провели выездное заседание коллегии Госкино. Приехали председатель Александр Голутва и его заместитель Сергей Лазарук, режиссеры Вадим Абдрашитов и Карен Шахназаров. Александр Голутва вручил передовикам архивного дела знак "Почетный кинематографист Госфильмофонда".
Как бы ни жаловались нынче на жизнь плачущие кинематографисты, они тем не менее могут утешиться хотя бы надеждой, что всякий их жест, запечатленный в целлулоиде, не пропадет, не канет в небытие, но будет помещен в ячейку хранилища и на вечные времена окружен необыкновенной заботой сотрудников.
Программа "Развитие отечественной кинематографии", официально рассчитанная на три года, на самом деле конкретных временных границ не имеет: развитие, как известно, мыслится процессом непрерывным, а конкретика удобна для документов. Так что речь на коллегии главным образом шла об успехах и проблемах последнего десятилетия. Оно для Госфильмофонда было самым трудным в финансовом отношении, однако, как подчеркнул в своем выступлении его генеральный директор Владимир Малышев, "фонд сохранен, ни один материал не пропал, сохранился и коллектив - 560 человек". Надо заметить, что эти более чем полтысячи сотрудников - настоящие энтузиасты, работающие за гроши, редчайшие специалисты, владеющие уникальными профессиями, связанными с обработкой, реставрацией и хранением кинопленки. Коллекция Госфильмофонда постоянно пополняется не только отечественными, но и зарубежными материалами. В этом смысле трудно переоценить то обстоятельство, что с 1957 года Госфильмофонд России входит в Федерацию международных архивов, способствующую тесному сотрудничеству с зарубежными киноархивариусами. Фонд отечественных картин за почти трехлетний период пополнился 210 игровыми, 64 анимационными, 321 научно-популярной и 360 документальными лентами. Зарубежная часть тоже представлена внушительными цифрами: 419 игровых фильмов, 5 анимационных и 4 научно-популярных. В последнее время отчетливо обозначилось и еще одно направление - создание на базе Госфильмофонда реставрационного центра киноматериалов, которые хранятся в региональных прокатных организациях и студийных киноархивах, на основе новейших технологий. Кстати сказать, технологическое обеспечение - едва ли не самая тяжкая проблема для Госфильмофонда страны. Против физического устарения пленки сегодня можно бороться, скажем, компьютерными способами реставрации, но для внедрения современных компьютерных технологий необходима специальная государственная программа. И если на реставрацию, скажем, фильма "Война и мир", в котором звук необходимо перевести в долби-фонограмму, или первой копии параджановского "Цвета граната", у Госфильмофонда хватит сил, то другие картины, составляющие золотой запас нашего кинонаследия, обречены ждать своей очереди долгие годы. Но любое наследие будет мертвым, не дойди оно до зрителя. Поэтому сегодня в задачу Госфильмофонда входит и популяризация своей коллекции. И в этом направлении делается немало. Вспомним хотя бы, что сегодня ни один отечественный фестиваль не обходится без специальных программ старых картин, кроме того, с недавних пор ежегодно проводится и архивный фестиваль "Белые Столбы", где можно посмотреть уникальные ленты и материалы из коллекции Госфильмофонда. А теперь в главном кинохранилище страны приступили к реализации проекта "Мой первый фильм" - цикла с участием известных наших кинематографистов, каждый из которых расскажет о своем первом, самом сильном впечатлении от просмотренного фильма. Те, кто побывал на этот раз в Белых Столбах, смогли посмотреть фрагменты одной его части, где режиссер Марлен Хуциев рассказал о фильме "Чапаев", на всю жизнь определившем его профессиональную судьбу. Тоже история.