0
1024
Газета Культура Интернет-версия

06.10.1999 00:00:00

Барачно-бардачного типа

Тэги: Огородников, Барак


ВЗЯВШИСЬ продюсировать фильм с собой в одной из главных ролей, многоопытный Леонид Ярмольник определенно знал, на что шел. Что может оказаться стильнее и моднее в России образца 1999 года, чем иронично ностальгическое (да к тому же наполовину черно-белое) кино России 50-х, где есть заводской поселок где-то в Сибири, два десятка предельно колоритных и правдоподобных обитателей одного из бараков, Ярмольник в роли инвалида-порнофотографа и местного Казановы и - в качестве главного украшения - герой-любовник и гроза хулиганов, старлей в исполнении Евгения Сидихина, разрываемый на части двумя местными красавицами. Здесь делят поровну радости и горести на все "тридцать восемь комнаток" коммунального жилья, непрерывно хлещут мутный самогон из огромных бутылей, опекают неведомо как осевшего в бараке пленного немца и одеваются по самой что ни на есть сегодняшей моде.

Стоит оговориться сразу: к качеству передачи в фильме как самого духа эпохи, так и ее мельчайших деталей у автора нет никаких претензий. Автор прогремевшего в раннеперестроечные времена "Взломщика" Валерий Огородников снимал картину о собственном детстве, тщательно реконструируя собственные и чужие воспоминания. Снимал четыре года - за что, впрочем, был вознагражден равно восторженным приемом и в западном Локарно (приз "Серебряный леопард"), и в нашем Выборге (гран-при фестиваля "Окно в Европу"). Нельзя не отметить и очевидных достоинств актерской игры: Сидихин абсолютно на своем месте, Нина Усатова органична и непосредственна, а для Ярмольника роль фотографа дяди Жоры на сегодняшний момент, безусловно, является самой значительной. Подводит "Барак" другое: стремясь к большей народности, продюсеры запланировали фильм как четырехчасовой телесериал, и то, что демонстрируется на большом экране, - скорее, его киноверсия или дайджест. К сожалению, это чувствуется: рано или поздно в процессе просмотра возникает желание начать загибать пальцы и считать упущенные возможности. Так, к концу фильма, когда главная героиня падает в обморок при виде мыши, выясняется, что за несколько лет до этого в блокадном Ленинграде ее брата съели крысы. Страх перед крысами мог бы создать более чем достойный саспенс, который пошел бы бытописательскому "Бараку" только на пользу - но этой линией авторы просто пренебрегли.

Однако основной проблемой "Барака" стал визуальный ряд. Сложно установить - то ли оператор Юрий Клименко, многолетний творческий партнер Сергея Соловьева, не так давно обласканный прессой за изысканно-рекламную "Му-Му" Юрия Грымова, решил поэкспериментировать, либо сам Огородников, уже окрещенный теми же журналистами "режиссером, тяготеющим к необычным визуальным формам", двинулся в направлении германовского "Хрусталева...". Уже первые полчаса "Барака" утомляют глаза неподготовленного зрителя невероятно. Создается впечатление, что картина снята как минимум на четырех разных типах пленки, причем одна из них - производства печально известного шосткинского комбината. Эпизоды черно-белые, тонирование черно-белое, цветные и замутненно-цветные чередуются в порядке, не поддающемся расшифровке, так что угадать (или хотя бы предположить), какого цвета будет Ярмольник в следующем кадре, шансов не остается. Такого рода визуальные изыски первые десять минут кажутся занятным (хотя и не очень осмысленным) экзерсисом, а затем, когда становится окончательно ясно, что нормальное кино не покажут, попросту раздражают. А ведь Огородников тяготеет не только к необычным визуальным формам, но еще и к "сложной нарративной структуре", которая от такого непрерывного хроматического галлюциноза понятнее, увы, не становится - слишком много сил приходится тратить на подстройку собственного несовершенного зрения под столь изысканную "картинку". Двухчасовой операторский бенефис вряд ли привлечет в кинотеатры кого-либо, кроме ВГИКовских старшекурсников, да и им подобный пример вряд ли пойдет впрок.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1719
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3678
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2732
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2231

Другие новости