0
1056
Газета Культура Интернет-версия

29.09.1999 00:00:00

У времени в плену

Тэги: проза


НАЗВАНИЕ рассказа Леонида Костюкова, опубликованного в девятом номере "Октября", - "О счастливой любви" - сразу введет неискушенного читателя в заблуждение. Потому что о любви там как раз и не написано. Любовь - чувство страстное, мучительное, злое, ревнивое, алогичное, чувство не отпускающее, как болезнь малярия, сводящее с ума... И в то же время чувство, без которого никакое творчество невозможно - лишь любовь пробуждает к жизни внутренние силы. Но рассказ Костюкова не о любви, а об ее отсутствии. Если хотите - о ее невозможности, не невозможности вообще, но невозможности для героя.

Некий мужчина средних лет приезжает к морю отдохнуть. Одинокий мужчина - правда, в Москве осталась жена, но совместная жизнь давно превратилась в формальность, дочь вышла замуж, а больше супругов ничего не связывает. У моря мужчина встречает привлекательную женщину тоже средних лет, вдову. Возникает чувство - светлое, легкое, дружеское, отнюдь не страстное. Дневное чувство. А по ночам герой совокупляется на пляже с другой женщиной - он не знает ни имени ее, ни лица. "Ее можно было назвать типовой женщиной общего положения. И от меня в ее присутствии оставался лишь пол". Несмотря на эти совокупления, именно дневное чувство получает развитие: герой встретился со своей "светлой" возлюбленной в Москве, даже женился на ней - до конца исполнил "долг счастья". Мне, правда, непонятно, зачем он это сделал: без страсти, толкающей человека на крайние поступки вроде развода и женитьбы, подобные отношения вполне могли ограничиться необязательной дружбой.

Рассказ написан профессионально, пожалуй, слишком профессионально, даже несколько претенциозно-литературно. Меня он заинтересовал, однако, не героями, не сюжетом и не философским осмыслением происходящего. Лично мне близок и интересен сам автор рассказа - то, как он пишет и как видит; интересно и показательно его восприятие мира через литературу. Мне кажется, это особое "литературное" восприятие всего с нами и окружающим происходящего - особенность именно нашего поколения, тех, чей год рождения приходится на конец 50-х - начало 60-х. Мы приучены воспринимать мир не таким, какой он есть на самом деле, не как реальность, данную нам в ощущениях, а опосредованно, через ощущения любимых нами писателей. Мы словно бы не доверяем себе (осторожничаем? боимся?) и поэтому идем след в след за своими литературными кумирами. Леонид Костюков как бы вписал ситуацию своего рассказа в мир Юрия Трифонова - трифоновские интонации, трифоновские настроения прочитываются даже слишком очевидно.

У Трифонова, у раннего Маканина герой кружит в обыденности - как кружит мул, вращающий тяжелое мельничное колесо, - уныло тянет привычную лямку, мечтая в один прекрасный момент сбежать в какую-то другую, яркую жизнь. Иногда случается, что другая жизнь наступает и оказывается точь-в-точь похожей на прежнюю. Но мечта не умирает, и в душе все теплится огонек веры в чудесное. Веры, как ясно автору и читателю, безнадежной. У Костюкова происходит то же самое - герой, меняя одну жену на другую, просто переходит с круга на круг. И - финал: "Время движется на меня фронтом и занимает без боя. Моя память сыплется, как жесткий диск. Я все реже бегу за троллейбусом".

Наверное, все мы - почитатели Трифонова - безнадежно устарели. Время изменилось, а мы не успели или не захотели измениться вместе с ним. Скорее все-таки не захотели. Ведь мы росли и готовились жить в СССР, так или иначе уже с юности примеряясь к давящей силе государства, уверенные, что в области карьеры порядочному человеку ничего не светит, что толстые журналы нас никогда не напечатают (если только мы не будем писать официальный заказ), - и так будет всегда. Мы не собирались бороться за место под солнцем, это было делом недостойным, поэтому в юности у нас было много времени на себя и для себя. Мы слишком много читали и мало жили. Юрий Трифонов, а кому-то Юрий Казаков - указывали возможный будущий путь. Наша настоящая жизнь протекала в основном в книгах, а реальность наблюдалась отчужденно, со стороны, - именно наблюдалась, не проживалась.

Потом все изменилось. Девиз поколения, пришедшего за нами, - жадно хватай жизнь обеими руками, сколько можешь унести и даже больше, пей взахлеб, ничего не упускай. Не думай, не рефлексируй - живи! У них нет времени входить в чужой мир, призрачный и литературный, нет времени вживаться в книжных героев. Сейчас мало кто читает давно умершего Трифонова, и Казакова, и даже ныне живущего Маканина.

Впрочем, любое поколение - субстанция неоднородная. Виктор Пелевин - приблизительно ровесник Леонида Костюкова, но он прекрасно совпал с текущей жизнью. Совпал не потому, что подладился под нее, а потому, что он - из тех наших ровесников, чьим кумиром был не Трифонов, а Кастанеда (а таких тоже много). И теперь Пелевин интересен и заслуженным литературным критикам, вроде Ирины Роднянской, они вычитали в его текстах нечто для себя новое (на самом деле - уже давно существовавшее), и молодым - потому, что играет на их поле.

Впрочем, я не берусь рассуждать о Пелевине, мне-то самой гораздо ближе Костюков. Мне близко и понятно его желание постичь вечные человеческие чувства, о которых, собственно, и писал наш любимый Трифонов, и Юрий Казаков, и (потом) Владимир Маканин.

Беда в том, что мы повторяем их путь, но не идем дальше. По-прежнему гордо не вписываемся в изменившийся мир, упорно цепляясь за прошлое. И получается, что Леонид Костюков написал рассказ, словно выпавший из времени. Когда происходит действие - в 70-е? В 80-е? (Временная привязка - "Тогда в моде были оранжевые купальники".) Абстрактный рассказ, и герои абстрактные, слишком книжные, бесплотные, неживые. А ведь невозможность любви - тема, актуальная и сейчас, в конце 90-х, и всегда, только прозвучать она должна иначе. Мира, в котором жили герои Трифонова, больше не существует, но в теперешнем, по-другому устроенном мире тоже не цветет любовь. И, чтобы описать нашу "невозможность" адекватно, нужно сделать шаг "от Трифонова" вперед. Какой? Не знаю...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1801
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1129
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
827
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1111

Другие новости